Технология HyperTransport™ – составляющая архитектуры AMD64, представляющая собой высокопроизводительный интерфейс типа “точка-точка” предназначенный для связи интегральных микросхем и спроектированный для обеспечения необходимой пропускной способности для будущих вычислительных и коммуникационных платформ. Обеспечивая пиковую производительность до 22,4 ГБ/c, технология HyperTransport предлагает идеальное решение для большинства требовательных к полосе пропускания системных приложений.

Применение HyperTransport в вычислительных системах способствует увеличению общей производительности за счет устранения узких мест при передаче данных, увеличения пропускной способности и уменьшения задержек доступа. Гибкость и универсальность шины HyperTransport позволяет использовать ее для решения широкого круга задач, в том числе для межсистемных коммуникаций. Ряд системных плат, например Supermicro H8QC8 / H8QCE и IWILL DK8-HTX, используют интерфейс HyperTransport (HTX) для объединения двух четырехпроцессорных плат в восьмипроцессорную систему или для организации дополнительных высокопроизводительных каналов ввода-вывода.

Развитие первоначальной спецификации HyperTransport - HyperTransport 2.0 поддерживает три новых скоростных реализации: в дополнение к 1,6 млрд. операций в секунду (Giga Transfers/second, GT/s) по шине с тактовой частотой 800 МГц, заложенных в Release 1.1 Specification, версия HyperTransport 2.0 теперь также определяет скорости 2,0, 2,4 и 2,8 GT/s при частотах соответственно, 1,0 ГГц, 1,2 ГГц и 1,4 ГГц, что позволяет говорить о достижении максимальной совокупной пропускной способности (на 32-битной двунаправленной шине) до 22,4 ГБ/с. Электрическая часть протоколов, описывающая новые тактовые частоты шины, обратно совместима с прежними версиями HyperTransport.

Другим ключевым нововведением второй версии стандарта HyperTransport стала появившаяся совместимость с интерфейсом PCI-Express, в добавку к уже существующей поддержке PCI и PCI-X. Основой для улучшения характеристик шины, заявленных в спецификациях HT 2.0, стало использование технологии частотной коррекции в сочетании с рекомендациями по улучшению чувствительности приемной части тракта.

К 2007 году в продуктах AMD планируется внедрить дальнейшее развитие этой универсальной шины - спецификацию HyperTransport 3.0 с пиковой пропускной способностью до 41,6 ГБ/c. В новом стандарте введена поддержка частот 1,8 ГГц, 2.0 ГГц, 2,4 ГГц, 2,6 ГГц, функции "горячего подключения", динамического изменения частоты шины и энергопотребления, динамического конфигурирования и других инновационных решений. Максимальное расстояние передачи данных без потери эффективности по шине HT 3.0 составляет 1 метр. Улучшена поддержка многопроцессорных конфигураций, добавлена возможность автоматического конфигурирования для достижения наибольшей производительности.

Основные технические характеристики технологии HyperTransport™ приведены в таблице

На картинке внизу представлено диалоговое окно настройки BIOS K8N Diamond Plus. Для увеличения производительности пользователь может настроить тактовые частоты памяти и процессора с помощью раздела "Cell Menu".

Если вы незнакомы с настройкой BIOS, то для оптимизации вам достаточно будет выбрать пункт "Load Optimized Defaults"(загрузить оптимальные настройки). Это самый простой и быстрый способ.

Если ваш модуль памяти имеет обозначение PC3200&PC4000, можно попробовать разогнать его. Введите "Cell Menu>Memory Configuration>User Config Mode" чтобы установить 1T в режим настройки задержек CMD-ADDR. Этим вы сможете улучшить производительность памяти своей системы.

Все настройки, связанные с разгоном, сосредоточены в меню "Cell Menu", включающем пункты "CPU FSB Frequency"(частота FSB CPU), "CPU Ratio"(множитель частоты), "CPU Voltage"(напряжение питания CPU), "Memory Frequency"(частота памяти), "Memory Voltage"(напряжение питания памяти), "Memory Configuration"(конфигурация памяти), "PCIE Frequency"(частота шины PCIE), "PCIE VGA Voltage"(амплитуда сигналов на разъеме PCIE VGA), "Hyper Transport Frequency"(частота интерфейса Hyper Transport), "D.O.T. Function"(функция D.O.T.), "Spectrum Spreading"(ограничение спектра). Если вы обладаете опытом разгона, то, благодаря понятному интерфейсу и полному набору функций, содержащемся в этом меню, вы, определенно, получите удовольствие от разгона системной платы K8N Diamond Plus.

Прежде, чем начать разгон, пожалуйста, отключите функцию Cool"n"Quite (прохлада и тишина) (По умолчанию она включена). В противном случае это помешает снижению частоты CPU при переходе ОС в спящий режим.

Мы рекомендуем, также, отключить все пункты в меню функции Spread Spectrum (ограничение спектра), поскольку они ограничивают степень разгона. Войдите, пожалуйста, в меню Cell Menu>Spread Spectrum Configuration (конфигурация ограничения спектра) И установите все 4 пункта в состояние "отключено". (По умолчанию они включены).

1.Adjust CPU FSB Frequency(настройка частоты FSB CPU):
Вы можете установить желаемое значение частоты "CPU FSB Frequency", используя клавиши "+,-". Значение по умолчанию для CPU AMD Athlon™64 составляет 200MHz. Максимальное значение: 450MHz.

2.AMD Overclocking Configuration (CPU Ratio) (конфигурация разгона процессора AMD (Множитель частоты CPU)):
При использовании CPU Athlon серии ™64 FX, множитель находится в диапазоне от 4 до 25.
Если используется CPU Athlon серии ™64, множитель должен устанавливаться в соответствии с номером модели. Например, диапазон значений множителя у модели 3000+ от 4 до 9, а у модели 3200+ от 4 до 10.

3.Adjust Extra CPU Voltage (настройка напряжения питания CPU):
Этот пункт предназначен для настройки напряжения питания процессора при разгоне. Напряжение питания CPU может быть увеличено от установленного по умолчанию значения до максимума 1.8V с шагом 0.05V.

4.Adjust DDR Memory frequency (настройка частоты памяти DDR):
Тактовая частота памяти очень важна и может принимать четыре различных значения в соответствии с применяемыми модулями памяти Значения частоты памяти задаются как DRAM/FSB=1/2, 2/3, 5/6, 1/1.

5.DDR Memory Voltage(напряжение питания памяти DDR):
Этот пункт предназначен для настройки напряжения питания памяти при разгоне. Конструкция системной платы K8N Diamond Plus имеет особенность. Для установки одного из двух диапазонов напряжения используется перемычка. Максимальное значение напряжения питания модулей памяти составляет 4.1V. На левой из приведенных ниже картинок показан стандартный режим, когда перемычка размещена сверху. Установленное по умолчанию значение напряжения составляет 2.5V, а максимум 3.2V. Шаг изменения напряжения 0.05V. На правой картинке показан режим разгона. Перемычка установлена снизу. Величина напряжения по умолчанию составляет 3.2V, максимум 4.1V. Шаг изменения напряжения 0.05V.

2.5V~3.2V

3.3V~4.1V

6.Memory Configuration (конфигурация памяти)
Этот пункт более сложен и имеет множество параметров настройки.В соответствии с потребностями опытных игроков системная плата K8N Diamond Plus предоставляет возможности настройки гораздо большего, чем обычно, числа параметров частоты памяти и задержек, включаюющих задержку CAS, tRCD, tRP, tRAS, tRC и т.п. Чем меньше число тактов, установленное в каждом из пунктов, тем меньше времени отводится на обработку данных. Перед изменением настроек в каждом из пунктов, следует уяснить смысл параметров спецификации памяти. Например, если если параметр спецификации CL=2, это означает, что для повышения производительности, можно попробовать переключить длительность CAS с 3 тактов на 2. Аналогичным образом следует действовать и во всех остальных пунктах. Для повышения производительности попробуйте шаг за шагом уменьшить величину каждого параметра. Однако, при этом, ваши действия могут привести к возникновению нестабильности системы. Это потребует очистки CMOS и повторного входа в режим настроек BIOS для установления иных параметров.

7.Hyper Transport Configuration (конфигурация интерфейса Hyper Transport):
Этот пункт предназначен для настройки связи между CPU и компонентами чипсета, или частоты шины, связвающей микросхемы чипсета. Значение этой частоты, установленное по умолчанию, составляет 800MHz. При использовании стандартной частоты CPU FSB значение частоты HT будет максимальным и составит 1000MHz. При разгоне FSB например, от 201MHz to 250MHz, пожалуйста, установите частоту HT на 800MHz. Если вы пожелаете увеличить частоту с 251MHz до 300MHz, установите частоту HT на 3x. При разгоне свыше 300MHz, пожалуйста, установите частоту HT на 600MHz.

8.PCI-E Frequency (частота шины PCI-E):
Эта частота может принимать значения от стандартного 100MHz до максимального 148MHz.
(Пожалуйста, избегайте увеличения этой частоты свыше 110MHz, поскольку это может вызвать повреждение графической карты.)

9.Adjust PCIE VGA Voltage(настройка амплитуды сигналов на разъеме PCIE VGA) :
Значение по умолчанию составляет 1.5V максимум - 1.8V. Шаг изменения - 0.05V.

10.Dynamic Overclocking (динамический разгон):
Это эксклюзивная технолгия разгона от компании MSI. Она обеспечивает автоматический разгон 6 различных уровней в соответствии с изменениями температуры.

Чтобы предупредить пользователей о рискованном повышении напряжения, опасные величины обозначаются красным цветом.



Обрати внимание, как идут дорожки на плате: от CPU отдельно идет шина к памяти и отдельно к северному
мосту (AGP-тоннель).


После того как в 1999 году AMD объявила о начале перехода к 64-разрядным вычислениям и о своей работе над архитектурой x86-64, появилась необходимость разработать новую технологию передачи информации между различными узлами системы, поскольку все существующие технологии соединения чипов не обеспечивали необходимой скорости обмена данными.

Оглянемся назад

Вообще необходимость увеличить скорость передачи данных между элементами системы появилась достаточно давно. Еще в 1997 году в компании AMD начали работу над технологией LDT (Lightning Data Transfer - молниеносная передача данных). В 2000 году AMD объявляет о том, что с компаний Transmeta заключен договор о лицензировании технологии LDT. AMD, в свою очередь, получает доступ к технологиям, обеспечивающим снижение энергопотребления процессоров. В феврале 2001 года AMD открывает технологию для широкого лицензирования, при этом меняя ее название на HyperTransport. HT позиционируется как высокоскоростная шина передачи данных для персональных компьютеров, рабочих станций и серверов на базе микропроцессоров AMD, однако в компании не исключают возможность использования этой технологии и в других частях компьютера, например для интеграции всех внутрисистемных шин, таких как PCI, AGP, DRAM, PCI-X, других высокоскоростных портов, использование HT в маршрутизаторах и коммутаторах. Первыми технологией заинтересовались компании Broadcom, Cisco Systems, Apple Computer, nVidia, и Sun Microsystems. Объединившись, они образовали консорциум HyperTransport Technology Consortium (http://www.hypertransport.org/). Затем в течение короткого периода времени к альянсу присоединилось еще более 40 компаний.


В 2003 году Габриэль Сартори, президент консорциума HyperTransport Technology Consortium, сообщил о появлении новой модификации протокола HyperTransport Technology I/O Link Specification 1.05, а в феврале 2004 года была закончена спецификация HyperTransport Release 2.0 Specification.

HT - что за зверь?

Сразу хочу предупредить, что в этой статье мы не будем говорить о технологии Hyper-Threading, во всем тексте HT - это сокращение от HyperTransport. Итак, HT это новая технология, призванная увеличить скорость передачи данных по системной шине, поскольку она традиционно является сдерживающим фактором роста общей производительности системы. В связи с увеличением скоростей процессора, памяти, видеосистемы и некоторых других компонентов, необходимо сделать более эффективным взаимодействие между ними, то есть увеличить скорость обмена данными. Это не новая проблема. В свое время серьезные изменения претерпела шина расширений, эволюционировавшая в шину общего назначения PCI (Peripheral Component Interconnect ). Затем появилась спецификация AGP, разработанная специально для ускорения передачи графических данных. Однако технологии PCI и AGP устаревают, и уже не могут обеспечить достаточной скорости передачи. Устройства вынуждены «соперничать» за используемые ресурсы, а одновременно на шине может работать не более трех устройств.




HyperTransport - это не просто новая системная шина, это новый асинхронный двунаправленный протокол обмена данными между устройствами. Технологию HT могут поддерживать абсолютно любые устройства: процессоры, наборы логики, контроллеры и т.д. Между собой компоненты системы связываются по принципу «точка-точка» (peer-to-peer), а это значит, что легко может быть установлено соединение практически между любыми узлами компьютера, причем без всяких дополнительных мостов (теоретически, конечно:)). Обмен информации происходит пакетами со скоростью от 0.8 Гбит/сек до 89.6 Гбит/сек (51.2 Гбит/сек в первой версии НТ). Шина двунаправленная, то есть имеет два соединения: одно в прямом направлении и одно - в обратном. Передача данных идет по двум фронтам стробирующего импульса (DDR). Результирующая скорость зависит от ширины шины (2-32 бита в каждом направлении) и ее частоты (200-1400 МГц, в первой версии - 200-800).


Например, в чипе nForce3 от nVidia, HT используется для соединения северного и южного мостов. Там применяется 8-битное соединение на тактовой частоте 200 МГц. При этом эффективная частота шины 400 МГц, а пропускная способность 800 Мбайт/с.


Рассчитаем скорость передачи данных для указанного в примере соединения:


  • Широта полосы в одном направлении равна 8 бит, то есть 1 байт;

  • Частота шины - 200 МГц;

  • 200 МГц*2 (так как DDR) = 400 МГц эффективных;

  • Скорость передачи в одном направлении - 400 МГц*1 байт = 400 МБ/c;

  • Скорость передачи в двух направлениях (суммарная пропускная способность)- 2*400 МБ/c = 800 МБ/c

Поскольку HT призвана заменить существующие шины и мосты, используемые в современных матплатах, на системных платах, построенных по технологии HT, нет, привычного чипсета, состоящего из северного моста, предназначенного для высокоскоростных узлов, и южного моста, используемого для низкоскоростной периферии. HyperTransport позволяет гибко настраивать систему под конкретные цели и задачи (это большой плюс технологии). При помощи НТ-модулей можно последовательно включать в шину HyperTransport другие высокопроизводительные шины и порты. Например, для сервера легко заменить графический тоннель тоннелем шины PCI-X, а для графической станции – включить оба тоннеля одновременно.

Железо

Поскольку технология HyperTransport призвана стандартизировать и унифицировать порядок обмена данными между всеми узлами компьютера, ее реализация затрагивает все уровни передачи данных: физический (разводка контактов у чипсетов), уровень соединения (порядок инициализации и конфигурирования устройств), уровень протокола (команды протокола и правила управления потоком данных), уровень транзакций (описание управляющих сигналов) и уровень сессий (общие команды).


Рассмотрим первый, физический уровень. Здесь в HyperTransport определены параметры линий данных, линий управления и линий тактового сигнала. Кроме того, стандартизированы контроллеры и электрические сигналы. Все физические устройства, задействованные в технологи8, подразделяются на несколько типов: cаve (пещера), tunnel (тоннель) и bridge (мост). Устройства типа «пещера» представляют собой крайнее (замыкающее) устройство в цепочке, «тоннель» предназначен для транзита информации между устройствами, «мост» же - основное устройство, которое подключается к контроллеру шины (hоst) и обеспечивает соединение с подключенными к нему устройствами.



Северный мост теперь находится левее, между CPU и AGP, так как нет необходимости располагать его ближе к памяти.


В минимальной возможной реализации шина HT может быть всего лишь 2-битной. При этом потребуется 24 вывода (8 - для данных, 4 - для тактовых сигналов, 4 - для линий управления, 2 - сигнальных, 4 - заземления, 1 - питания, 1 - сброса). А в конфигурации с 32 битной шиной придется использовать 197 выводов. Кстати, в РСI 2.1 используется «всего» 84 вывода, а в РСI-Х аж 150.


Длина шины HT может достигать 61 сантиметра (24 дюйма) при пропускной способности до 800 Мбит/с. При этом уровень сигнала составляет 1.2 В, а дифференциальное сопротивление 100 Ом. Способ передачи данных, на котором физически основывается HyperTransport, называется LVDS (Low Voltage Differential Signaling - низковольтные дифференциальные сигналы).


Тактовая частота соединений может быть от 200 до 1400 МГц в зависимости от требований.

Данные

Как уже упоминалось, в технологии HT используется пакетная передача данных. При этом пакет всегда кратен 32 битам, а максимальная длинна пакета равна 64 байтам (включая адреса, команды и данные). Поскольку шина является двунаправленной, каждое соединение состоит из субсоединения «передача» (Tx) и субсоединения «получение» (Rx). При этом оба работают асинхронно. Каждое соединение может быть шириной 2, 4, 8, 16, 32 или 64 разряда в каждом направлении.


А теперь допустим, что у нас имеется процессор, которому требуется высокоскоростное соединение, - мы используем два 32-разрядных соединения с частотой в 800 МГц, таким образом получая скорость 6.4 ГБ/с на прием и передачу (суммарная пропускная способность такой шины будет 12.8 ГБ/с). Если же нам не нужна такая скорость, можно использовать четырехразрядную шину с частотой 200 МГц. Такая шина обеспечит до 100 МБ/с на прием и столько же передачу. То есть спецификация предполагает возможность выбора частоты и шины при разработке устройства. При этом устройства с разной шириной шины могут подключаться к одной шине HyperTransport и свободно связываться между собой. Так, устройство с шиной в 32 разряда можно связать с 8-разрядным устройством, при этом пропускная способность будет обусловлена меньшей разрядностью шины.


Для тех устройств, которые требовательны к пропускной способности шины, в HT реализована технология виртуальных каналов - StreamThru. Эта технология гарантирует, что скоростные устройства получат быстрый доступ к оперативной памяти по зарезервированному каналу.

HT vs PCI Express

Как ты мог заметить, рядом с HyperTransport нигде не упоминается корпорация Intel. Дело все в том, что Intel продвигает свою технологию увеличения скорости шины периферийных устройств: PCI Express. Обе шины имеют несколько схожих черт: похожий механизм формирования запроса, похожие механизмы расстановки приоритетов, похожие возможности масштабирования.



Южный мост, по сути, не изменился.


Главное отличие технологий в их изначальном предназначении: PCI Express - это новая скоростная периферийная шина, и ничего больше. Она предназначена для работы с картами расширения, в то время как HyperTransport - это принципиально новая технология связи и обмена данными между всеми узлами компьютера. Конечно, этими узлами могут быть и карты расширения.


Длина пакета и управляющие буферы в HT равны 64 байтам, а у PCI Express размер пакета может достигать 1 кБ, размер запроса - до 4 кБ, а размер буфера 16 байт. Поскольку PCI Express изначально создавалась для высокопроизводительных серверов, она имеет большую себестоимость, но при этом достигается более высокая скорость, нежели у HyperTransport.


PCI Express не совместима ни с PCI, ни с AGP, ее использование требует новых версий BIOS и новых драйверов, в то время как HT полностью совместим с текущей программной моделью PCI.


Но на самом деле все эти сравнения можно не делать, поскольку HyperTransport может быть адаптирован и к PCI Express. Проще говоря, PCI Express устройства могут быть подключены через HyperTransport.

HT в действии

Давай теперь посмотрим на HyperTransport в действии и сравним его с технологиями Intel. Классический чипсет материнской платы состоит из двух микросхем (северный и южный мосты): одна включает шину процессора, контроллер памяти, AGP и шину южного моста, вторая содержит разнообразные контроллеры ввода/вывода и контроллер шины PCI. В системах Intel используется именно такая, классическая система. Процессоры (или процессор в настольных системах) связаны с памятью через контроллер памяти, интегрированный в северный мост. В технологии HyperTransport все устройства подключены к единому host-контроллеру. Причем надо отметить то, что AMD стала интегрировать контроллер памяти в свои процессоры, а значит, он был вынесен из чипсета, что несколько ускорило работу с оперативной памятью. Таким образом, каждый процессор получил возможность иметь собственную память. Это позволяет использовать до 16 ГБ памяти (по четыре гигабайта каждому из четырех процессоров).


Кроме того, AMD решила избавиться от ограничений, налагаемых схемой с северным и южным мостами. Контроллер памяти, а также часть функций AGP (GART) теперь реализованы в процессоре. Там же находится контроллер HyperTransport. Для AGP, контроллеров ввода/вывода, контроллера PCI было создано три отдельных микросхемы: AGP tunnel, PCI-X I/O Bus Tunnel и контроллер ввода/вывода (I/O Hub). Такое разделение позволяет проектировать систему под конкретные задачи. Для работы необходим только последний контроллер (без AGP и PCI-X можно обойтись), в серверных системах вряд ли понадобится видеокарта AGP, а в настольных системах устройства PCI-X пока не востребованы. Кстати, nVidia в своем чипсете nForce3 объединила все контроллеры в одну микросхему.

Будущее

В феврале этого года была представлена новая версия технологии - HyperTransport Release 2.0 Specification. В новой спецификации поддерживается три новых скоростных реализации: частоты 1 ГГц, 1.2 ГГц и 1.4 ГГц. Кроме того, важной функцией в HT2 стала совместимость с интерфейсом PCI Express.

Процессоры AMD используют в своей работе две транспортные системы данных, называемые шинами передачи, используемыми для получения и отправки данных. Одна из шин данных Lightening Data Transport (LDT) отвечает за взаимодействие с компонентами материнской платы. Вторая шина под названием HyperTransport (HT) определяет текущую тактовую частоту работы процессора и обеспечивает обмен данными с оперативной памятью или интегрированной кэш-памятью. Шина AMD HyperTransport в основном напоминает системную шину данных Intel front-side bus (FSB). Единственным отличием является то, что контроллер и шина Intel FSB расположены вне процессора, в то время как шина AMD HT интегрирована в кристалл процессора. Это дает технологии AMD HT дополнительные преимущества при ее разгоне (оверклокинге).

Инструкция

1. Загрузите и установите специальное программное обеспечение для разгона компонентов системы. Для этой цели отлично подходит приложение AMD Overdrive, которое было специально разработано для разгона процессоров AMD. Тем не менее вы можете использовать с этой целью другие программы от сторонних разработчиков, такую как CPU-Z, которая распространяется абсолютно бесплатно.

2. Перегрузите компьютер и запустите программу для разгона. Пользователи с большим опытом и эксперты могут войти в настройки BIOS во время загрузки, используя для этого нажатие одной или нескольких клавишей. В зависимости от производителя материнской платы и компьютера с этой целью могут быть использованы кнопки «Esc», «DEL», «F8» или комбинация клавиш. Для того, чтобы это определить, обратитесь за помощью на сайт производителя или прочитайте соответствующий раздел в инструкции пользователя.

3. Определите тактовую частоту, на которой работает процессор, и запишите в блокнот текущие настройки шины LDT (частоту). Они задаются с помощью базовой частоты шины HT и HT множителя. Обращаем ваше внимание, что очень важно сохранить частоту шины LDT как можно ближе к оригинальным значениям, заданным производителям. Ее нужно сохранить в этих пределах в момент разгона шины HyperTransport. Даже небольшие отклонения частоты LDT от нормы могут вызвать полную нестабильность работы процессора.

4. Начните пошаговое увеличение значения множителя HT на 5 – 10 процентов. Если его заводское значение составляет 12Х, то на следующем шаге увеличьте его до 13-14, не больше, если – 15Х, то попробуйте значение множителя 17 или 18.

5. Увеличьте напряжение питания процессора на 5 – 10 процентов.

6. Перегрузите компьютер. Если процесс перезагрузки прошел нормально, запустите специальный стресс-тест, который выполняется соответствующим программным обеспечением, доступным в сети Интернет. Такое тестирование (для получения точных результатов) должно длиться не менее 3 часов. Во время тестирования температура процессора под большой нагрузкой должна оставаться стабильной и не превышать пороговое значение в 145 градусов по Фаренгейту.

7. Повторите шаги 4 и 5 для дальнейшего увеличения частоты шины HyperTransport, но действуйте при этом с максимальной осторожностью.

Советы и предупреждения

Контроль за температурой компонентов системы является самым главным аспектом при выполнении такой операции, как оверклокинг. При разгоне постарайтесь использовать максимально эффективную систему охлаждения. Кстати, увеличение скорости шины HT также позволяет увеличить производительность работы оперативной памяти. Прочитайте инструкцию AMD OverDrive в PDF формате на сайте производителя, для того, чтобы понять, как этого добиться.

Не пытайтесь проделать все, что было описано выше, не прочитав инструкции по разгону компонентов от AMD, мануалы к программному обеспечению CPU-Z и Prime95. Небольшая ошибка в процессе разгона может привести к повреждению дорогого оборудования.

#HyperTransport

1. Что такое технология HyperTransport?
Технология HyperTransport (ранее известная как LDT, Lightning Data Transport, сейчас часто называется просто "HT") – это разработанная консорциумом HyperTransport Technology (во главе с компанией с AMD) шина для высокоскоростной пакетной связи с низкими задержками, построенная по схеме "точка-точка", которая позволяет микросхемам передавать данные с максимальной скоростью до 41.6 Гб/c (для 32-битного варианта версии 3.0). Масштабируемость её архитектуры способна упростить внутрисистемные соединения путем замены некоторых существующих шин и мостов, а также путем снижения количества узких мест и задержек внутри системы.

2. Для каких целей предназначена технология HyperTransport?
HyperTransport может применяться в архитектуре персональных компьютеров и серверов как замена проприетарной версии системной шины (FSB) для связи процессора с чипсетом и для связи процессоров между собой в многопроцессорных системах - это отличительная особенность всех процессоров AMD с архитектурой K8 (Athlon64) и далее.
Также она может применяться в специализированном сетевом и телекоммуникационном оборудовании, обеспечивая существенно более высокую скорость передачи данных по сравнению с тем, что позволяют осуществлять существовавшие до появления HyperTransport шинные технологии.
Первым примером реального использования HyperTransport был чипсет NVIDIA nForce, в котором технология HyperTransport использовалась для связи между двумя микросхемами, составляющими этот чипсет - графическим процессором IGP (nForce Integrated Graphics Processor) и коммуникационным процессором MCP (nForce Media and Communications Processor. С тех пор все больше чипсетов nVidia используют эту технологию в аналогичных целях (а варианты для процессоров AMD - ещё и собственно для связи с процессором).
Также она может использоваться как периферийная шина для подключения специализированных процессоров, которым недостаточно полосы пропускания или латентности "обычных" (PCI-X, PCI-E) шин. Для таких целей шина HyperTransport имеет внешнее исполнение, соответствующий разъём называется HTX (Hyper Transport eXtension).

3. С какими шинами и какими другими технологиями совместима технология HyperTransport?
Для HyperTransport созданы мосты на подавляющее большинство существующих в природе шин передачи данных, включая PCI-Express, AGP, PCI, PCI-X, IEEE-1394, USB 2.0, Gigabit Ethernet, а также менее популярных PL-3, SPI-4, Infiniband, SPI-5, 10 Gigabit Ethernet и т.д. В традиционных шинных архитектурах (например - PCI) многочисленные устройства используют одну шину, а в технологии HyperTransport каждый элемент получает свой собственный канал ввода-вывода. Таким образом, уменьшается количество «узких мест» (bottlenecks) в системе, и повышается ее производительность.
Однако непосредственно на физическом уровне HyperTransport несовместима ни с одной из существующих шин.

  4. Совместима ли технология HyperTransport с существующими программами и операционными системами?
Да, технология HyperTransport совместима с существующими и будущими операционными системами, поскольку она на логическом уровне совместима с PCI, учтенной в перспективах развития операционных систем. Это уже было продемонстрировано в производстве систем, основанных на чипсетах NVIDIA nForce.

5. Совместима ли технология HyperTransport со стандартом Plug & Play?
Да, устройства ввода-вывода HyperTransport рассчитаны на то, чтобы использовать стандартную методологию Plug & Play, и являются совместимыми с любой операционной системой, поддерживающей стандарт PCI, на этапах загрузки, исполнения, а также на уровне драйверов.

6. На каких тактовых частотах функционирует HyperTransport?

Версия HyperTransport
Version
Год Макс. частота HT Макс.разрядность шины Макс. общая полоса пропускания
(bi-directional)
1.0 2001 800 МГц 32 бит 12.8 ГБайт/с
1.1 2002 800 МГц 32 бит 12.8 ГБайт/с
2.0 2004 1.4 ГГц 32 бит 22.4 ГБайт/с
3.0 2006 2.6 ГГц 32 бит 41.6 ГБайт/с

Устройства Hyper Transport могут функционировать на разных тактовых частотах от 200 МГц до 2600 МГц. Hyper Transport использует технологию удвоенной скорости передачи данных (double data rate), передавая два бита информации за один такт и увеличивая, таким образом, скорость передачи данных. С целью облегчить оптимизацию дизайна систем, можно устанавливать разные тактовые частоты для приема и передачи данных.

7. Какова разрядность шины ввода-вывода HyperTransport?
Ввод-вывод данных в технологии HyperTransport разработан таким образом, чтобы предоставить наибольшую гибкость при проектировании, допуская разрядность шины в 2, 4, 8, 16, или 32 бита в каждом направлении. В процессе инициализации устройства автоматически распознают разрядность шины и затем функционируют соответствующим образом.


Close