Современный российский военно-морской флот переживает в настоящее время период технического переоснащения. Проходит ревизию огромное флотское хозяйство, доставшееся в наследство после распада Советского Союза. Безнадежно устаревшие суда выводятся из состава флотов и идут на списание. Другие военные корабли, более поздней постройки или стоят у заводской стенки, ожидая своей дальнейшей участи, или проходят модернизацию. Однако жизнь не стоит на месте. Флот продолжает пополняться новыми, современными боевыми единицами. На смену старых, еще советской постройки ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей в состав флота вводятся боевые корабли нового поколения.

В составе флотов уже имеются малые ракетные корабли и корветы, выполняющие задачи по охране морских рубежей страны. Однако особое место для поднятия боевого потенциала флота сегодня придается созданию кораблей дальней морской зоны. В этом аспекте высшее военно-морское командование сегодня делает ставку на фрегаты проекта 22350, способные заменить старые ракетные крейсера.

Современный фрегат для отечественного флота

Появление фрегата в составе российского флота, как класса боевых судов, явление не новое. Начиная с эпохи парусного флота, на корабли этого класса ложился самый большой объем работы. Русские фрегаты несли боевое дежурство и разведку на ближних подступах к береговым объектам, принимали участие в сражениях в составе линейных сил. С началом эры парового флота фрегаты, как класс боевых судов были вынуждены уйти в тень. Их место заняли крейсера. Почти на 50 лет фрегаты исчезли из поля зрения. Только после окончания Второй Мировой войны снова пришел черед этим кораблям появиться на просторах мирового океана. Новые корабли прочно заняли свою нишу в боевом составе иностранных флотов, заняв место в боевом строю между эсминцами и крейсерами.

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран, кораблей класса фрегат не было, так как была принята классификация судов по назначению. Функции фрегата выполняли сторожевые корабли. По своим функциональным качествам и боевому оснащению советские сторожевики представляли собой полноценные боевые суда, способные не только действовать в прибрежной зоне, но и выполнять широкий круг задач на значительном удалении от собственных баз. После распада СССР в российском ВМФ была произведена реформа, коснувшаяся классификации боевых судов. Все сторожевики Большие Противолодочные корабли, находящиеся в составе флота, были переквалифицированы во фрегаты.

Строить новые корабли подобного типа Россия начала только в новом тысячелетии, когда старая гвардия в лице бывших БПК и ракетных крейсеров типа «Грозный» окончательно сдала свои позиции.

Вводимые в строй новые фрегаты проекта 22350 должны восполнить брешь, которая возникла после списания ракетного крейсера проект 58 «Адмирал Головко». Именно этот корабль стал последним представителем класса боевых судов, которые по своим тактико-техническим характеристикам больше напоминали фрегаты. Современные отечественные фрегаты должны стать, мощным ударным элементом флота, усилив своим присутствием боеготовность российского флота в любой точке мирового океана.

В соответствии со своим тактико-техническими характеристиками корабли проекта 22350 должны иметь запас хода более 4 тыс. миль и автономность плавания 30 суток. По водоизмещению и составу вооружения новые корабли немного уступают ракетными крейсерам типа «Слава», превосходя последние по уровню защиты, электронно-технического оснащения и управления огнем. В планах военно-морского руководства создать из новых фрегатов проекта 22350 новое мощное ядро флота открытого моря.

Изначально планировалось новыми боевыми единицами усилить все российские флоты. Однако в дальнейшем было принято решение сконцентрироваться на оснащении новыми судами Черноморского флота.

Создания проекта 22350 и программа строительства

В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ — одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.

В соответствии с государственной программой реализация проекта предусматривала строительство 20 судов подобного типа. На постройку и ввод в строй новых фрегатов отводилось 15-20 лет. Строительство планируется вести на четырех судостроительных заводах: на Балтийском ССЗ, на Калининградском ССЗ «Янтарь», на Северной верфи и на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге.

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.

«Северная верфь» выбрана в качестве единственного и головного предприятия-поставщика кораблей проекта 22350 для отечественного флота. Все заказанные для постройки суда должны вступить в строй не ранее 2019 года. В дальнейшем планируется вести строительство кораблей по усовершенствованному проекту 22350М.

Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2019 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2019 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.

На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.

Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.

Для справки: Основные маршевые двигатели для фрегатов проекта 22350 изготавливало украинское предприятия «Заря». В соответствии с решением РНБО Украины поставка газотурбинных установок для оснащения российских фрегатов прекращена.

Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.

Последние новости за 2019-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.

Второй корабль из многострадальной серии фрегат «Адмирал Головко» заложили в 2012 году. Судно получило название в честь известного советского флотоводца Арсения Григорьевича Головко и должно продолжить боевые традиции своего предшественника, ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Головко».

Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.

Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2019 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.

Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.

Особенности конструкции кораблей проекта 22350

Изначально фрегат проектировался как корабль с высокими мореходными качествами. Корпус судна имеет протяженный полубак, обеспечивающий хорошую мореходность кораблю в условиях штормовой погоды при волнении 4-5 баллов. На корпусе установлены боковые успокоители качки с неубирающимися рулями.

Надстройка фрегата изготовлена из композитных материалов, благодаря которым существенно снижается радиоакустический фон судна. Физические поля нового корабля сведены к минимуму. Технология «стелс», применимая в конструкции корабля делает его малозаметным для радаров кораблей вероятного противника. Живучесть судна обеспечивается двойным дном, которое имеется на протяжении 70% корпуса и универсальной системой пожаротушения.

Энергетическая установка

Основная двигательная установка на новых фрегатах сегодня представлена двумя ГТД М90ФР суммарной мощность 55 тыс. л. с. Двигатели — результат совместной работы российского НПО «Сатурн» и украинского НПП «Зоря-Машпроект». Газотурбинные установки являются двигателями 4-го поколения и способны обеспечить кораблям высокие скоростные и ходовые характеристики. Максимальная скорость судна при форсированном режиме работы энергетической установки составляет 29 узлов.

Экономический ход обеспечивается двумя дизельными двигателями 10Д49 мощностью 5200 л.с. каждый. При экономичном ходе на скорости 14 узлов фрегат способен преодолеть расстояние до 4000 миль.

Системы вооружений

Начиная с головного корабля «Адмирал Горшков», новые фрегаты планируется оснастить самыми современными системами вооружения. По мощности и типу вооружения фрегат можно условно приблизить к ракетным крейсерам типа «Грозный». Основная ударная мощь корабля заключается в 16 ПКР «Москит», которые являются модификацией ракетного комплекса «Калибр-НК». Как и другие новые российские боевые суда, фрегаты оснащены универсальной автоматической артиллерийской установкой А-192.

Помимо наступательного вооружения корабли проекта 22350 имели на оснащении новые противолодочные комплексы «Медведка-2». Отличительная черта этого комплекса заключалась в том, что ракеты запускались из вертикальных шахт, спрятанных в корпусе боевого корабля. Гидроакустическое состояние подводного горизонта оценивала система «Виньетка-М», благодаря которой стало возможным выявить субмарину противника на расстоянии до 60 км.

Противовоздушную оборону осуществляли модули зенитно-ракетного комплекса «Редут». Кроме зенитных ракет угрозе с воздуха и для борьбы с малоразмерными целями на море должен противостоять универсальный ракетно-пушечный комплекс «Палаш».

В дополнении к основным видам вооружения все суда этого проекта имели вертолеты Ка-27 .

Обстановка с ходом строительства и вводом в строй фрегатов проекта 22350

По состоянию на 2019 год только головной корабль можно считать готовым к вводу в строй флота. Задержка с вводом корабля в строй была вызвана практической необходимостью. На фрегате «Адмирал Горшков» отрабатывались все виды вооружений, которые будут в последствие установлены на серийные военные суда. Сегодня на корабле спешно проводятся последние испытания всех основных систем корабля. Практический опыт, полученный в результате исследований и испытаний должен пригодиться для составления оптимального набора вооружений фрегатов всей адмиральской линейки. Помимо трех кораблей, которые уже материализовались в металле, в строй Российского ВМФ должны до 2020 года войти еще свыше десятка новых судов. Всем кораблям планируется давать названия в честь русских флотоводцев.

Наибольший скепсис вызывает состояние второго корабля серии фрегата «Адмирал Касатонов». На корабле продолжаются монтажные и механические работы по доводке двигательной установки. По сообщениям военных экспертов и кораблестроителей на корабле осталось смонтировать саму турбину. Все остальные узлы и агрегаты установлены и подключены и обвязаны. Готовность корабля оценивается, как 80%. Вся электротехническая часть и электромеханическое оборудование давно находятся в готовом состоянии. Закончена доводка общекорабельных систем для последующей передачи корабля экипажу. Весь 2019 год осуществлялась поэтапная установка на боевой корабль систем вооружения. Сначала на фрегат были установлены пусковые установки ПРК, далее осуществлялась установка систем ПВО корабля и артиллерийского вооружения.

Первый серийный образец должен быть передан флоту в конце 2019, в начале 2019 года. После закладки судна прошло, ни много, ни мало 8 лет.

Второй серийный корабль фрегат «Адмирал Головко» в соответствии с программой строительства должен был войти в строй в 2019 году. Однако на корабле еще ведутся работы с корпусом и совсем не ясен вопрос с готовностью для нового фрегата газотурбинной установки. НПО «Сатурн» обещает передать на оснащение корабля газотурбинные двигательные установки в IV квартале 2019 года. Оценивая ход строительства можно заключить, что ввод корабля в строй при самых оптимистических оценках состоится не ранее 2020 года.

С момента закладки третьего серийного фрегата «Адмирал Флота Исаков» (ноябрь 2013 года) прошло 3,5 года. На лето 2019 года планируется начать монтаж и установку на корабль двигательной установки. Как и с предыдущими кораблями-собратьями, ожидается авральная сдача боевого судна и поспешный ввод корабля в эксплуатацию. Длительная постройка кораблей на сегодняшний день стала причиной того, что многие системы корабля уже можно считать устаревшими. Стремительное развитие электроники, наметившееся в последние годы, становится причиной того, что боевые модули и системы управления корабля быстро устаревают.

Российские новейшие корабли океанского класса фрегаты проекта 22350 строятся уже более 11 лет. Несмотря на такой возраст, боевые суда еще не утратили своих основных тактико-технических характеристик. Технологический ресурс проекта обеспечивает прочный задел для последующей постройки кораблей и их эксплуатации. Практически все системы корабля и боевые модули даже на сегодняшний день считаются самыми современными. Что касается корпуса корабля и его эстетики, то российские фрегаты вне конкуренции. Аналогичных образцов в иностранных флотах еще нет.

В технологическом плане корабли проекта 22350 являются самыми подготовленными. Длительная постройка и практические испытания головного корабля подготовили производственные мощности для более качественной постройки последующих изделий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

Происхождение названия типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» – сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» – проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать , на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.


Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350 Littoral Combat Ship MEKO 200
Водоизмещение, тонн 5400 3100 3400
Длина, метров 135 127 118
Ширина, метров 16 32 14,8
Скорость хода, узлов 30 44 32
Артиллерийское вооружение 1 x 130мм 1 х 57мм, 2 х 30 мм 1 х 127мм
Ракетное вооружение 16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр» 24 ракеты “Hellfire” 8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение 2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут» 1 х ЗРКSeaRAM ЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата - 2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружение Вертолёт Ка-27 Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8 Вертолёт S-70
Экипаж, человек 210 75 220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.


А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» – это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

Перспективы, боевые и служебные

То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» – это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.


Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

Видео

January 24th, 2017

.
Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что вступления в строй (в состав сил постоянной готовности) головного фрегата пр. 22350 "Адмирал Горшков" с замиранием сердца ждут сотни тысяч граждан России − 148 тыс. личного состава ВМФ (The Military Balance 2016, стр. 189) ; 85,5 тыс. персонала ОСК (годовой отчёт за 2015 г., стр. 176) ; контрагенты из смежных отраслей промышленности ; военные пенсионеры, контрактники и срочники, некогда служившие на флоте ; кораблестроители, отошедшие от дел по разным причинам , которым всё ещё снятся "пароходы" (вроде меня) ; фанаты, интересующиеся и просто любопытные. К сожалению, дела идут очень медленно, но всё же идут.


1. "Адмирал Горшков" на ревизии в плавучем доке Северной верфи, 21.01.2017 (фото Curious с forums.airbase.ru)


1. " Адмирал Горшков "

Напомню : корабль был заложен 01.02.2006 , спущен на воду 29.10.2010 (через 4,74 года), начал швартовные испытания 30.07.2013 (ещё через 2,75 года), заводские ходовые − 18.11.2014 (впервые вышел в море), государственные − 19.10.2015 , и до сих пор не передан флоту. С начала ЗХИ прошло 2,18 года, со дня закладки − 11 лет ( 10,98 ).

22-30.09.2015 "Горшков" совершил межфлотский переход по маршруту Балтийск-Северодвинск − 2240 миль (по версии Минобороны, ок. 3000 миль − ссылка 1 ) за 8 суток со средней скоростью 11,7 узла, для прохождения госиспытаний в морских полигонах СФ. Там фрегат стрелял ПКР, КРБД, а также из АУ А-192 (судя по всему, успешно − ссылка 2 ). Кроме того, 25.08.2016 появилось сообщение о долгожданных результативных стрельбах ЗРК (точнее, ЗРС) "Полимент-Редут" (после доклада начальника ГУВ ВС РФ в Единый день приёмки военной продукции и увольнения гендиректора НПО "Алмаз" ) ( ссылка 3 , ссылка 4) .

26.10-03.11.2016 (согласно "шпионскому" фото, размещённому в Твиттере − ссылка 5 ) корабль должен был выполнить обратный МФП Североморск-Балтийск-СПб (2400 миль, 8 суток, 12,5 уз), но задержался в Балтийске. 14.11.2016 "Горшков" попал в кадр репортажа ТВ Звезда во время тактических учений БФ (вместе с корветами "Сообразительный" и "Стойкий") (ссылка 6 ), 22.11 вышел из Балтийска и рано утром 24.11 пришёл на Северную верфь для "ревизии всех механизмов и систем" (ссылка 7 ). Примерно в середине декабря фрегат стал в плавдок СВ (ссылка 8 ), примерный объём работ изложен ниже (в Приложении). Крайнее сообщение об "Адмирале Горшкове" (24.12.2016 ) гласит, что он будет передан флоту " в ближайшие месяцы " ( ссылка 9 ).

Приложение . Вероятно , заметка из заводской газеты Северной верфи : "Новости . "Горшков" встал в док . 921-й заказ перемещён в док . По данным ответственного сдатчика "Горшкова" Кирилла Мядзюты, в доке на фрегате выполняется комплекс работ, в частности: осмотр кингстонных ящиков и винто-рулевой группы; окраска подводной части корпуса, якорных цепей и якорей; очистка лопастей винтов. Также восстанавливается антиобрастающее покрытие, получившее механические повреждения в ходе пребывания корабля во льдах; проводятся частичные испытания донно-бортовой арматуры. Кроме того, выполняется очистка топливных систем; проходит ревизия механизмов и оборудования; устраняются замечания, полученные во время испытаний" (ссылка 10 ).

P . S . Официальных сообщений о "Горшкове" не было целый месяц, и вот сегодня (25.01 ) в 12:22 -12:37 − через 13,5 час. после публикации настоящей записи (24.01 22:55 ), центральные СМИ озвучили заявление главы ОСК об очередном переносе вправо срока передачи корабля флоту − на конец июля 2017 г. (ссылка 24 , ссылка 25). Разумеется, у меня нет и не может быть уверенности в наличии связи между названными событиями , однако подобных совпадений за время моего блогерства было уже немало.

2. " Адмирал Касатонов "

Заложен 26.11.2009 , спущен на воду 12.12.2014 − через 5,04 года, проведя на стапеле больше времени, нежели головной, что для кораблестроения нонсенс. По неофициальной информации, в конце 2014 - начале 2015 г.г. вышедший из строя в самом начале ЗХИ газотурбинный двигатель "Горшкова" (ДА91П1, он же М90ФР) был заменён новым с "Касатонова" (ссылка 11 ), а сам − отправлен на ремонт в НПО "Сатурн" (г. Рыбинск). Указанный в протоколе разногласий к договору от 16.02.2015 между "Сатурном" и СВ срок выполнения работ (восстановление ГТД − 10.2016, испытания − 12.2016) не даёт уверенности в том, что отремонтированный двигатель уже доставлен в СПб и установлен на корабле-доноре.

Демонтаж и монтаж газовых турбин − немного не мой профиль, но я всегда был уверен, что замена ГТД (даже в пунктах маневренного базирования) не должна быть большой проблемой. Мою уверенность подтвердил коллега Slavus с Морского форума Авиабазы : "В условиях завода замена турбины ("сигары"), при нормальной организации работы, с учётом всех мыслимых и немыслимых перекуров и обедов − занимает максимум пять рабочих дней . При проектировании корабельной ГТУ быстрая замена турбины в процессе эксплуатации закладывается конструктивно... На "Касатонове" осталось загрузить только саму турбину. Остальное: рама с маслобаком, газоход уже стоит давно. [Трубопроводная] обвязка там минимальная, а навесных агрегатов тоже немного. Когда установлена турбина, монтаж навесных агрегатов и обвязку, личный состав делает за сутки" (ссылка 12 , ссылка 13 ).

Сказанное в цитате вызывает сдержанный оптимизм касательно завершения строительства фрегата, равно как и другие сообщения, говорящие о том, что работа движется: на 13.01.2016 корабль был готов на 81% (ссылка 14 ) − смонтировано электромеханическое оборудование, принято электропитание с берега, завершалось изготовление общекорабельных систем, готовились цистерны под приём воды, топлива и масла, выполнялись электромонтажные работы (ссылка 15 ) ; на 29.03.2016 смонтированы и испытаны системы энергетических установок и общекорабельные системы с обслуживающими механизмами, закончены электромонтажные работы, обеспечен приём питания на ГРЩ в носовой и кормовой электростанциях, заказ переводился на штатное освещение, начата зашивка и оборудование жилых помещений, вселение экипажа планировалось в ноябре 2016 г. (ссылка 16 ) ; на 23.06.2016 смонтирован главный калибр (ссылка 17 ) − 2х8 УКСК 3С14 ; "под ёлочку" (30.12.2016) привезли пушку (ссылка 18 ) − АУ А-192.

Согласно последним имеющимся данным, испытания "Адмирала Касатонова" (надо полагать, заводские ходовые) начнутся летом 2017 г., а передача "первого серийного" фрегата пр. 22350 ВМФ планируется на конец 2017 - начало 2018 г.г. (ссылка 19 ) − спустя восемь лет после закладки.

3. " Адмирал Головко "

Заложен 01.02.2012 ( пять лет назад), спустить на воду обещают в III кв. 2017 г. ( ссылка 20 ). Согласно предыдущему обещанию (данному 28.07.2016 − всего за месяц с небольшим от следующего ! ), спуск должен был состояться до конца 2016 г. (ссылка 21 ). Судя по снимку от 28.10.2016, вице-президент ОСК явно блефовал − корпус сформирован, но не покрашен, да и "Сатурн" начнёт поставки ГТД для ВМФ России только в "магическом" конце 2017 - начале 2018 г.г. (ссылка 22 ). Будем надеяться, что ОДК и ОСК уложатся в озвученные сроки − в этом случае поднятия флага следует ожидать в 2020 г.

4. " Адмирал Исаков "

Заложен 14.11.2013 ( 3,2 года назад). На сегодняшний день известно только, что, согласно договору между СВ и "Сатурном", поставка двух дизель-газотурбинных агрегатов (ДГТА) М55Р должна быть произведена в июле-августе 2018 г. (ссылка 23 ). Есть надежда, что "Головко" и "Исаков" будут переданы ВМФ в одном году (было бы весьма эффектно, если бы подписание приёмных актов и подъём флагов на обоих кораблях состоялись в один день ) ( ) .

Заключение

Устарел ли проект за те 11 лет, что строится головной корабль? Как ни странно, нет − ничего более совершенного по ТТХ (не говоря о корабельной эстетике) в данном классе (подклассе) за рубежом не создано. С учётом того, что ракетное и радиотехническое вооружение 22350 совершенствовалось и отлаживалось на протяжении всего срока постройки, можно сравнить новый фрегат с коллекционным вином, которое с годами становится только лучше. Тут главное не переусердствовать и поскорее передать серию ВМФ − иначе вино превратится в уксус.


2. "Горшков" на учениях БФ, 14.11.2016 (скриншот из программы "Служу России" от 20.11.2016 ТРК "Звезда" с подачи adm-in , forums.airbase.ru)


3. "Адмирал Горшков" в Балтийском море, 22.11.2016 09:55-09:57 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru)

8-9. Прибытие "Адмирала Горшкова" в Санкт-Петербург, 24.11.2016 , раннее утро (фото RussianArms с forums.airbase.ru)


10. "Адмирал Горшков" на ревизии в плавучем доке Северной верфи, 21.01.2017 (фото Curious с forums.airbase.ru)


11. "Адмирал Касатонов" у достроечной набережной Северной верфи, 28.10.2016 (фото Curious с forums.airbase.ru)

12. "Касатонов" на Северной верфи, 13.12.2016 (фото VAM с forums.airbase.ru)

13-15. "Адмирал Касатонов", СВ (фото из группы ВК "Корабль в искусстве. Маринисты Санкт-Петербурга" с подачи Крымчанин , forums.airbase.ru, опубликовано 21.12.2016)

16. "Адмирал Головко" на стапеле в эллинге Северной верфи, 28.10.2016 (фото Curious с forums.airbase.ru)

17. Скорее всего, "Адмирал Исаков" (на заднем плане) в эллинге СВ (скриншот из программы "Полигон" телеканала Т24, выпуск от 15.01.2016 с подачи BigLoM 1 , forums.airbase.ru)


Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. ().



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, выход на заводские ходовые испытания, 22.11.2014 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25.07.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


http://forums.airbase.ru).


Рисунок СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://paralay.com).


Конструкция : корабль длиннополубачной архитектуры, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Физические поля корабля минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (stealth) снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность.

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой

Двигательная установка : дизель-газотурбинная установка типа CODAG, 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р, включающих в себя:

2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., размещены в носовом машинном отделении; установки совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина, ).

2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;
Частота вращения коленвала - 1000 об/мин

Редуктор РО55Р - обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины. Система управления "Метель-55".

Разработка дизель-газотербинной установки начата в 1993 г. Межведомственные испытания ГТД М90ФР проведены в 2006 г. и межведомственные испытания установки М55Р проведены в 2008 г. Совместным предприятием ЗАЛ "Турборус" по состоянию на начало 2013 г. решалась задача локализации производства агрегатов в России ().


Энергетика - 4 х дизельгенератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля :

Вооружение :

пр.22350
пр.22356
ПКР 2 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" - установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР
аналогично
ЗРК 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР).
Темп стрельбы - 1 ЗУР/сек
ЗРК "Риф-М" (боекомплект 32 ЗУР) или ЗРК "Штиль-1" (боекомплект 36 ЗУР)
ПЗРК 2 х "Игла-М"
Артиллерия 1 х 130 мм артиллерийская установка с СУ 5П-10 "Пума" с новой моделью антенного поста.

Летом 2012 г. разработка установки А-192М прекращена, начата разработка артиллерийской установки ОКР "Картаун".

В октябре 2012 г. появилась информация о прекращении летом 2012 г. разработки артиллерийской установки . Позже, в середине ноября 2012 г., стало известно, что начата разработка артиллерийской установки калибра 130 мм по ОКР "Картаун". По состоянию на конец марта 2013 г. второй корабль проекта (заводской №922) готовится к установке валолиний и винтов, и, возможно, летом будет спущен на воду.

аналогично
Вспомогательное вооружение 2 х 14.5 мм пулеметы на установках МТПУ
аналогично
ЗРАК / АК 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340
аналогично
Торпедные аппараты 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса
аналогично
РБУ -
Постановка помех 2 х ПУ КТ-308-05
8 х ПУ КТ-216 / комплекс
аналогично
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27 аналогично
Прочее


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт


130-мм артиллерийская установка А-192М на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Оборудование :
пр.22350
пр.22356
БИУС Сигма-22350
Сигма-Э22356
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК
5П20К () "Полимент", 2 ФАР / 4 антенные решетки - РЛС установлена на головном фрегате осенью 2012 г., но закрыта деревянными крышками
нет
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод")
"Фрегат-М2ЭМ"
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BAND STAND ??
"Минерал-МЭ"
Навигационные РЛС 3-4 шт
аналогично
РЛС системы управления огнем артиллерийской установки Серийный вариант системы 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером (справа на рис. - см.ниже) разработки и производства НИИ "Полюс". Слева на рис. (см.ниже) - ТВ-система. На головном корабле (зав.№921) установлен опытный образец для артиллерийской системы А-192М. ().
аналогично
РЛС кормовых артиллерийских установок
Прочие средства наблюдения Оптико-электронная система
Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201М
МТК-201МЭ
Навигационная инерциальная система
ГАК "Заря-3", по неподтвержденным данным на головной СКР зав.№921 установлен ГАК "Звезда"
"Заря-МЭ-03"
Буксируемая ГАС "Виньетка-М" "Виньетка-ЭМ"
Электронное противодействие комплекс РЭБ "Просвет-М" (2 х ПУ КТ-308
8 х ПУ КТ-216)
комплекс РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Комплекс спутниковой связи "Центавр-НМ" (на кормовой надстройке)
Обще-эксплуатационная система управления
Прочее


РЛС обнаружения и целеуказания 5П27 "Фурке" (http://www.npo-prz.ru).


Анленный пост РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума" и РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума", РЛС 5П27 "Фурке" и антенны РЛС с ФАР 5П20К под деревянными крышками на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные почты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенный пост СУО артиллерии 5П-10 "Пума" для фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (из архива Vova-r, http://forums.airbase.ru).


Боевые посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадры видео с испытаний, ).


Модификации :
пр.22350 - базовая модель СКР / фрегата для ВМФ России.

пр.22356 - фрегат, экспортный вариант, по состоянию на конец 2011 г. не реализован. 04.07.2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о готовности производственных мощностей для строительство экспортной версии фрегата пр.22356 ().


пр.22350М - значительно модернизированный вариант фрегата - изменения радиоэлектронного оборудования, новые системы вооружения (морской вариант ЗРК С-500 и т.п.).


Предположительно эскиз фрегата прп.22350М - ранее считалось, что это изображение одного из вариантов компоновки перспективного эсминца для ВМФ России - НИР "Лидер". Кадр видеоролика с сайта концерна "Моринформсистема-Агат", http://www.concern-agat.ru/).


Стоимость одного корабля проекта по данным СМИ составляет около 18 млрд. руб. (ист - ЦАСТ ).

Статус : Россия


СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 после спуска на воду, октябрь 2010 г. (автор фото - М.Либерман, http://forums.airbase.ru).


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 26 мая - на стапеле №4 ССЗ "Северная верфь" прошла неофициальная внутризаводская закладка корабля пр.22350 зав.№1005 - началась заготовка металла для корпуса корабля и сборка закладной центральной секции корабля.

2011 г. осень - первая установка А-192 изготовлена ПО "Арсенал" и проходит испытания на полигоне перед установкой на головной СКР пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков".


Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 17.10.2011 г. (фото из архива пытливый808, http://forums.airbase.ru).



Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 25.01.2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" . Справа - стапель №3 - СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №3 - заводской №922 СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №4 - заводской №923 СКР "Адмирал Головко" пр.22350, закладка. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.22350 - 8 единиц.

2012 г. 2 апреля - устами пресс-службы "Северной верфи" озвучены планы по достройке первых СКР пр.22350 - на головном корабле проекта в мае 2012 г. начнутся швартовые испытания, сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. (ранее ожидалась сдача в ноябре 2012 г.). Первый серийный корабль пр.22350 будет передан ВМФ в ноябре 2014 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, май 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в достройке на "Северной верфи", г.Санкт-Петербург, 30 мая 2012 г. (фото - А.Акентьев, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 14 ноября - согласно опубликованной фотографии фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" находящегося в достройке у стенки "Северной верфи" в Санкт-Петербурге на корабле установлены антенные посты РЛС типа "Фрегат" и СУ артиллерийского огня "Пума". РЛС с ФАР пока не установлена, РЛС типа "Монолит" не установлена, а так же отсутствует артиллерийская установка главного калибра и, вероятно, еще ряд систем БРЭО и вооружения.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Касатонов" в строительстве на "Северной верфи", 14 ноября 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину ноября 2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 25 апреля - в СМИ сообщается со ссылкой на старшего строителя головного заказа №921 Кирилла Мадзюту, что выход корабля на заводские ходовые испытания ожидается в 2013 г. В акватории Финского залива испытают главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи. Затем для продолжения ЗХИ фрегат перейдет в Балтийск, а завершатся испытания на Северном флоте.

2013 г. 31 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что начаты швартовные испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". В ходе швартовных испытаний, которые проводятся у достроечной стенки верфи, будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. В первую очередь на фрегате будут проверять работу механического оборудования - дизель-генераторов, компрессоров, холодильных машин, кондиционеров, насосов, главной энергетической установки корабля. Особое внимание будет уделено навигационному оборудованию и комплексу связи, необходимым для выхода корабля в море. Начало первого этапа заводских ходовых испытаний фрегата намечено на середину осени 2013 года ().

2013 г. 24 декабря - ходовые испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" начнутся в первой половине 2014 г. после установки на корабль главной артиллерийской системы - А-192. Представитель завода "Арсенал" сообщил СМИ, что установка будет поставлена на ССЗ в первых числах 2014 г. ().


Вывод из эллинга первого серийного фрегата "Адмирал флота Касатонов" пр.22350, ОАО "Северная верфь", 30.10.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. - в конце года завершен первый этап ходовых испытаний головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350. По неофициальной информации корабль поставлен для ремонта ГЭУ на "Северную верфь".

Реестр СКР / фрегатов пр.22350 :

№пп проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 921 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель Д.Ю.Силантьев (на апрель 2013 г. - Кирилл Мадзюта)
01.02.2006
план декабрь 2009 г. (2009 г.)

29.10.2010

план - февраль 2009 г. (2006 г.)

план - 2011 г. (2009-2010 г.г.)

план - ноябрь 2012 г. (2011 г.)

план - ноябрь 2013 г. (02.04.2012 г.)

план - декабрь 2014 г. (лето 2014 г.)

план - до конца 2016 г. (2016 г.)

план - первая половина 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - конец июля 2017 г. (25.01.2017 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с доведением ЗРК "Редут" ()

план - 2017 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Балтийский флот. 01.02.2012 г. появилась информация о том, что корабль после завершения испытаний будет базироваться на Северном флоте
02 "Адмирал флота Касатонов" пр.22350 922 26.11.2009
план - 2011 г. (2009 г.)

план 2012 г. (2010 г.)

прогноз - июнь-июль 2013 г. (24.03.2013 г.)

30.10.2014 г. выведен в спусковой док
спуск на воду - декабрь 2014 г.

план - 2012 г. (2009 г.)

план - ноябрь 2014 г. (2010 г., 02.04.2012 г.)

план - 2018 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Черноморский флот. В декабре 2014 г. появилась информация о том, что корабль планируется базировать на Северном флоте

2011 г. - сформирован корпус.
- 2011 г. поставлены дизель-генераторы АДГ-1000НК (4 шт).
- 2013 г. начало - после завершения испытаний планировалось поставить ДГТА М55Р ().

03 "Адмирал Головко" пр.22350 923 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель - А.В.Никотин ()
план 2011 г. (2010 г.)

26.05.2011 г. (начало резки металла)

план 26.11.2011 г. (19.06.2011 г.)

01.02.2012 г.

план 2013 г. (19.06.2011 г.)

план - конец 2015 г. (2014 г.)

план - 2016 г. (20.02.2015 г.)

план - 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - 2014 г. (19.06.2011 г.)

план - 2019 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Северный флот (информация от Главкома ВМФ 01.02.2012 г.)

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.

Закладка корабля планируется на 01.02.2012 г., но работы на корабле начнутся позже (инф. от января 2012 г.).

04

"Адмирал флота Советского Союза Исаков"

(по состоянию на 2011 г. была информация о возможном названии - "Адмирал Юмашев")

пр.22350 924 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) план - лето 2012 г. (01.02.2012 г.)

план - 14.11.2013 г. (30.07.2013 г.)

14.11.2013 г.

- план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

05 нет данных пр.22350 925 ?
ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
06 нет данных пр.22350 926 ? ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
07 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - -
08 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2020 г. (07.02.2012 г.) озвучено газетой "Коммерсантъ" 07.02.2012 г., сомнительно
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Источники :
Готовимся строить атомные надводные корабли - Андрей Фомичев. Сайт http://flotprom.ru , 2012г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru , 2012 г.
Машиностроительный завод "Арсенал" ликвидирует отставание по производству орудий морской артиллерии. Сайт http://flotprom.ru , 2011 г.
На выставке "Евронаваль-2010" представлен экспортный вариант новейшего российского фрегата. Сайт http://www.flot.com , 2011 г.
Фрегат 22350. Сайт http://paralay.com , 2010 г.
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков". Сайт

В данное время российский военно-морской флот переоснащается. Заняться переоснащением флота Россию вынудили непреодолимые обстоятельства. Боевые корабли, доставшиеся России от Советского Союза, по большей части пришли в негодность. Из них часть старых утилизирована, а другая часть должна быть модернизирована. Им на смену должны прийти современные боевые единицы – фрегаты проекта 22350.

Проект 22350: почему именно фрегаты?

В настоящее время военно-морские силы России обладают достаточным количеством малых ракетных кораблей, а также корветов, которые обязаны охранять российские морские границы. Однако для дальнейшего укрепления флотской мощи России и для более надежной охраны морских подступов России необходимы также судна, охраняющие дальнюю морскую зону. Власти России вместе с командованием ВМФ рассчитывают, что такую роль будут исполнять фрегаты нового проекта 22350, призванные заменить устаревшие ракетные крейсера.

Почему фрегаты, а не какой-то другой тип военных кораблей? Здесь необходим краткий исторический экскурс. В военно-морских силах СССР никаких фрегатов не существовало: в те времена боевые суда классифицировались иначе. Те, которые по существу были фрегатами, в СССР именовались сторожевыми кораблями или, в обиходе, «сторожевиками». Это были надежные и грозные судна, способные охранять ближние подступы к берегам, а также выполнять самостоятельные военные задачи в открытых водах. Впоследствии, когда на смену ВМФ СССР пришел Военно-морской Флот России, сторожевые суда стали переименовываться во фрегаты. Иначе говоря, классифицировать боевые суда в России стала так же, как и во всем мире.

В начале нового тысячелетия вместо устаревших сторожевиков Россия приступила к строительству военных кораблей нового поколения, то есть фрегатов. К этому Россию подтолкнула неизбежная необходимость. Старые корабли, такие как крейсер «Грозный» и крейсер «Адмирал Головко», окончательно устарели и, соответственно, не могли достойно выполнять боевые задачи, продиктованные временем. Строительство новых судов стало именоваться кодовым названием «Проект 22350». Итогом проекта должен стать приход на смену устаревшему крейсеру «Адмирал Головко» современного фрегата проекта 22350.

По замыслу правительства, новые российские фрегаты обязаны превосходить своими боевыми качествами суда прежних поколений и, соответственно, усилить мощь военного флота России независимо от того, в какой части мирового океана такой корабль будет находиться. По приблизительным тактико-техническим характеристикам, военные суда проекта 22350 рассчитаны на запас хода, превышающий 4000 миль. Кроме того, в процессе автономного плавания они смогут находиться не меньше тридцати суток. Такие характеристики позволят им с успехом выполнять охрану дальней морской зоны. В плане своего водоизмещения, а также по разнообразию вооружения новые фрегаты будут в какой-то мере уступать судам прежнего поколения. Однако уровень их защищенности, электронно-техническое оборудование, а также управление огнем у фрегатов будет существенно выше.

Первоначально российским правительством планировалось оснащение всех флотов, но впоследствии правительственные планы поменялись. Решено было оснастить судами нового поколения Черноморский флот. Тому, кто внимательно следит за мировыми политическими новостями, такое решение российского правительства вполне понятно.

Особенности строительства судов проекта 22350

Сколько именно судов во исполнение проекта 22350 должно быть построено, точно неизвестно. Впрочем, некоторые источники утверждают, будто таких кораблей должно быть построено не менее двадцати. Ориентировочные сроки, отпущенные под строительство, – не больше двадцати лет. Строить фрегаты предполагалось на четырех предприятиях: Калининградском судостроительном заводе «Янтарь», на Балтийском судостроительном заводе, на судостроительном заводе «Северная верфь», а также на судостроительном заводе «Адмиралтейская верфь», которые находятся в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2006 г. «Северная верфь» начала строить первый фрегат проекта 22350, получивший название «Адмирал Горшков». Как и подобает первенцу, «Адмирал Горшков» воплощался долго, больше четырех лет. Причин тому было несколько: споры по поводу, каким должно быть техническое оснащение корабля, такие же споры относительно его вооружения.

29 октября 2010 г. фрегат-первенец «Адмирал Горшков» торжественно сошел на воду. Российское Министерство обороны остановило свой окончательный выбор именно на «Северной верфи», и подписало с этим заводом контракты, предполагающие строительство еще семи кораблей. Таким образом, именно питерский судостроительный завод «Северная верфь» стал единственным предприятием, получившим право строить суда проекта 22350.

Фрегат «Адмирал Горшков» до сей поры не является полноценной боевой единицей по причине затянувшихся испытаний. Строительство другого корабля под названием «Адмирал Касатонов» началось в 2009 году, но лишь в середине 2015 года состоялся его спуск на воду.

О причине такой медлительности сказать сложно. Государство, равно как и судостроители, хранят молчание. В отличие от форумов, которые, наоборот, полны всяческими предположениями, версиями и домыслами. В общем и целом, на форумах выдвигается несколько основных предположений, объясняющих медлительность отечественных военных корабелов. Одна из версий гласит, что на «Адмирале Горшкове» в процессе испытания были проблемы с основной двигательной турбиной. Заменить же ее новой турбиной оказалось сложно, поскольку такие турбины раньше производились одним из украинских оборонных предприятий, которое, в силу известных политических событий, отказалось поставлять свою продукцию в Россию.

Впрочем, несмотря на всяческие неполадки и молчание со стороны уполномоченных инстанций, воплощение проекта идет своим ходом. В 2012 году был заложен еще один фрегат «Адмирал Головко». После этого, в 2013 году, начали строить очередной корабль «Адмирал Исаков». Когда именно завершится их строительство, пока не сообщается.

Тактико-технические характеристики фрегатов проекта 22350

По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:

  • Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
  • Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
  • Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
  • У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
  • Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
  • Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
  • Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
  • Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.

Скорее всего, при испытании новых кораблей некоторые их первоначальные характеристики изменятся.

Предположительное вооружение кораблей проекта 22350

Новые корабли планируется оснастить самым современным вооружением:

  • Самым мощным вооружением фрегатов предполагается сделать ракетную установку 16 ПКР «Москит»;
  • Кроме этого, на судах будет размещена универсальная артиллерийская автоматическая установка А-192;
  • Для поражения подводных лодок противника корабли вооружат противолодочными комплексами «Медведка-2»;
  • Для оценки гидроакустического подводного пространства фрегаты оборудуют специальной системой «Виньетка-М». Данная система позволяет услышать вражескую подлодку на дистанции до 60 километров;
  • Чтобы обезопасить себя от нападения с воздуха, будут пользоваться зенитно-ракетным комплексом «Редут»;
  • Для этой же цели, а также для поражения малозаметных целей на поверхности воды, они будут оснащены ракетно-пушечным комплексом «Палаш»;
  • На всех судах данного проекта должны также иметься вертолеты Ка-27 с возможностью взлета и посадки на палубу.

Опять-таки вполне очевидно, что в дальнейшем вооружение кораблей может быть дополнено или изменено.

Как покажет себя проект 22350 в ближайшем будущем?

О том, насколько успешно реализуется проект, могут ответить лишь российское правительство и корабелы. Последние новости утверждают, что в нынешнем году лишь один «Адмирал Горшков» доведен до полной готовности. Столь долгое время, понадобившееся для его испытаний, продиктовано практическими соображениями. На корабле проводилась тщательная отработка тех видов вооружений, которыми станут оснащаться последующие суда. Помимо вооружения, также тщательно проверялись и тактико-технические данные самого корабля, чтобы не допустить выявленных недостатков на тех фрегатах, которые предполагается построить в скором будущем.

Фрегат «Адмирал Головко», заложенный вторым, по предположительным оценкам, должен быть готов к началу 2020 года. Что касается фрегата «Адмирал Исаков», то о конкретной дате его постройки не говорится ничего. Когда начнутся строиться другие суда данного проекта, неизвестно тем более.

Конечно, строительство кораблей – дело длительное. Однако такая длительность может сказаться на том, что к моменту своей постройки некоторые новшества, которые запланированы, могут устареть, и тогда только что построенный корабль придется усовершенствовать в соответствии с последними достижениями техники, электроники и вооружения. Во всяком случае, многие эксперты этого опасаются. Сами кораблестроители возражают им в том смысле, что фрегаты строятся с солидным заделом, и поэтому опасаться того, что они к моменту постройки устареют, оснований нет.

В таких возражениях отчасти имеется резон. На данный момент российские фрегаты проекта 22350 можно считать наиболее современными в мире как в плане технологических особенностей, так и в смысле эстетики и дизайна. Их вооружение также находится на самом высоком уровне. Во всяком случае, ни в одном иностранном флоте кораблей, похожих на новые российские фрегаты, пока нет.


Close