В 730 году Мухаммад ион Али, правнук дяди Пророка Мухаммада, - Аббаса выступил против Омейядов. Его сторонники, в отличие от не имевших родственные отношения с Пророком Мухаммадом - Омейядов, хотели привести к власти родственных Пророку Мухаммаду - Аббасидов.

Движение Аббасидов возглавил Абу Муслим. Число его сторонников быстро увеличивалось. В 748 году Насир ибн Сайяр не смог противостоять Абу Муслиму и оставил Хорасан. В 750 году Халифат Омейядов бол свергнут. Аббасиды жестоко расправились с членами династии Омейядо"з.

Наиболее тяжелое иолжоение в Халифате Аббасидов было при ха-лнфах: Саффахе (правил с 750 по 754 год), Мансуре (754-775), Мах-ди (775-785). В 750 поду Шарик в Бухаре, в 775 году Сумбад в Тегеране, в 775 году Муканна в Центральной Азии поднимали восстания против Аббасидов. Среди этих восстаний особо выделялось восстание Муканны, длившееся десять лет (775 по 785 год).

Под воздействием непрекращающихся волнений Аббасиды ослабели. Они понимали, что для управления завоеванными народами, вместо арабских наибов лучше назначать наибов из числа местных вельмож.

Для практического применения этого принципа Аббасиды опирались на местную знать. Со дня основания Аббасидского халифата, руководящие позиции занимали потомки выходца из Хорасана - Халит ибн Бармана. Однако период Харун Рашида (786-809 годы) принес Барманидам ряд неприятностей. Их место занял выходец из местечка Бошан, что близ Герата - Тахир. В борьбе сыновей Харун Рашида - Имина (809-813) и Момуна (813-833), Тахир оказал" поддержку Момуну. Учитывая заслуги в защите Багдада и трона, Момун в 821 году назначил его наибом Хорасан. С этого времени Тахпр стал практически независим. Обычно наибы Хорасана становились и наибами Мавераннахра. Тахир ибн Хусейн (821- 822), Талха ибн Тахип (822-828)," Абдулла ибн Тахир (830-844), Тахир ибн Абдулла (844 -862) формально подчинялись Аббасидам, а фактически были правителями независимого государства Тахиридов.

В эпоху Тахиридов (с 820 по 870 годы) находившиеся под их властью, как наибов, - стали усиливаться саманиды.

Основатель династии - Саман был Хорасанским таджиком и идо- "лопоклонпиком. В период халифа Момуна он принял ислам. Он при глянулся Момуну в то время, когда был назначен Тахиром наибом Мерва.

В 821 году Тахир назначил сыновей Асата, который сам был сыном Самана на должности наи"бов. В частности, Ноха - в Самарканд (был наибом с 821 по 840 год), Ахмада - в Фергану

(821-864), Яхъя - в Ташкент (821-856).

В 870 гаду "Правление Тахиридав рухнуло. После этого Самаииды дали о себе знать на части территории Центральной Азии, в Афганистанем Хорасане, и создали государство Саманидов.

Этому государству они дали имя своего деда - Самана. "Аббасидские халифы: Момун,

Мутасим I (833-842), Ваенк I (842-847), Мотивіжкил I (847-861), Мунтасир (861-862),

Муст а -нн I (862-86-5), Мутиз (866-869), Мухгиди (869-870) не смогли воспрепятствовать независимому существованию ни Тахиридов, ни Саманидов. Ибо Аббасндские халифы были ослаблены междоусобной борьбой за власть и гюлненнкми, имевшими место в среде завоеванных народов.

ПОХОДЫ КАРАХАНИДОВ ПРОТИВ САМАНИДОВ

В 970 году скончался Сулаймап Арсланхан. Провнтелем Караха-нндов стал Али Арсланхан - сын Мусы Бограхана. В период правления Али Арсланхана (с 970 по 998 годы), Караханиды поставили своей целью.ликвидацию государства Саманидов. Сын Сулаймапа Арс-ланхана - Харон Бог.рахан был заместителем Али Арсланхана. По поручению Али Арсланхана, Харон Бограхаи покорил Уйгурское Идикут-ское государство и ряд других стран. В то время внутри руководства Караханидов практически не было разногласий и не было опасений в. части междоусобиц. Харон Бограхгн был в политическом плане очень

мудрым, а в воешюм отношении очень опытным человеком, не уступающим Сутуку Бограхану. Из числа мусульман н сочувствующих ему удалось создать исключительно боеспособное, могущественное войско. Сила этой армии достигла поистине невиданных высот. Опираясь на эту мощь, он расчитывал уничтожить государство Саманидов, а их территорию присоединить к Караханидам. До Харон Бограхана как дружественные, так и враждебные отношения между Қа-рахапидами,и Саманидами имели место при следующих Самапндскнх правителях: Наснр ибн Ахмаде (правил с 865 пр 893 год), Исмаил иб« Ахмаде (874- 907), Ахмад пбн Исмаиле (907-9 1 4) , Насире II ибн Ахмаде (9 1 4 -943), Нох ибп Насире (943-954), Абдулмалике (954-961), Насире I I I (правил лишь один день), Майсур ибн Нохе (961-976). Как мы отмечали выше, е&ли Исмаил ибн Ахмад воевал с Огулчаком, во время Сутук Бограхана отношения Караханидов и Саманидов были очень дружеские. Причем это продолжалось достаточно долго.

В период правления Нох ибн Мансура (976-997) Саманиды столкнулись с серьезными трудностями. Борьба за власть, бунты местных феодалов привели к опасной черте. Для подавления недовольства власти помимо обора людских и материальных резервов, нуждались в финансовых подпитках. А эти действия вызвали массовые, еще более серьезные "недовольства. Кроме того, конница Саманидов в основном состояла из тюркоз и они не вызывали особого доверчія. Плюс ко всему, в верхних эшелонах военной власти у Саманидов посты занимали обычно огузы. Они фактически контролировали вооруженные силы. Даже Саманидский наиб Хорасана был из числа огузов.

Воспользовавшись внутренней слабостью Саманидов, Харои Бог-рахан по приказу Али Арсланхана в 990 году отбил у них Исфижаб. Сам aw иды захватили Исфижаб в 890 году (в то время они были наибами арабов).

После захвата Исфнжаба Харон Бограхап собрал большое количество войск Караханидов в Семиречье. Он основательно готовился к войне с Саманидами.

Прежде чем напасть на столицу Саманидов - Бухару, Харон Бограхан провел секретные переговоры с саманидским наибом Хорасана, Абу Али Симжори (происходил из.огузов). Согласно договору, заключенному после переговоров, Мавераниахр отходил к Караханидам, а земли южнее Амударьп передавались в управление Абу Али Симжори.

Подготовившись во всех отношениях, Харон Бограхап в 992 году во главе Караханидских войск двинулся из Семиречья и начал наступление на государство Саманидов. Попав в тяжелое положение Сама-нидский правитель Нох ибн Майсур, собрав все силы, пытался организовать сопротивление. Харон Бограхан с исключительно огромным войском двинулся к Бухаре. Отсутствуют конкретные исторические сведения относительно численности войск Караханидов., напавших на Бухару. Вероятно, что приказ Нох ибн Мансура о всеобщей мобилизации не был выполнен. Кроме того, военачальники Саманндских войск (в основном из огузов), не поддержали Нох ибн Мансура. В таких условиях Карахапидокие войска под командованием Харон Богра-хапа без особого сопротивления двигались вперед.

Прежде всего Харон Бограхан разбил войска Нох ибн Мансура, которыми командовал Аянч Текин. Аянч Текин был взят в плен. Услышав весть о поражении, Нох ибн Мансур, несмотря на то, что он был очень волевым и мужественным человеком, был растерян. Выше мы отмечали, что его положение было очень тяжелым. Несмотря на это, Нох ибн Мансур с большим войском направил против Харон Бог-рахана очень толкового, но ненадежного военачальника - Пайик Текина. Пайик Текин в битве в окрестностях Бухары предал Саманидов и те потерпели поражение. Предательство Пайик Текина стало известно после того, как он Харон Бограхаиом был назначен наибом Термеза и Балха.

Предательство Пайик Текина и поражение в окрестностях Бухары вынудило Нох,ибп Мансура оставить столицу. Харон Бограхан в 992 году с почетом вошел в ставку Самзнидского государства в Бухаре - Жаймолан. Однако Хароп Бограхан не жил долго в Бухаре. Так как его болезнь давала о себе знать. Поэтому он направился в один из красивейших городов Центральной Азии - Самарканд, где отдыхал в прекрасном саду, па лоне природы. Но и в Самарканде он жил недолго. Болезнь прогрессировала п выйдя из Самарканда он двинулся в Кашгар. В дороге возле Атбеши (на территории современного Кыргызстана) Харон Бограхан скончался. Его привезли в Кашгар и похоронили в окрестностях города, в местечке Башкерам Карасакал. Сегодня кашгарцы одну из гробниц называют «Қилич Бограхан». Считается, что именно она является могилой Харон Бограхана.

После взятия Бухары Харон Бограханом, Али Арсланхан, для лучшего управления Караханидским государством, назначил двух вали.(губернаторов) в ранге «Иликхан». Один из них должен был руководить территорией севернее Танритага и восточнее Сырдарьи. Он исполнял обязанности Қараханидского Кашгарского кагана. Местом его ставки был Баласагун. Второй Иликхан руководил Мавераннахром. Его главный город - Озкент. Харон Бограхан в Баласагун назначил Караханидского принца Тоганхана I. Его назвали Северный Иликхан. В Озкепте Али Арсланхан губернатором назначил своего сына Насы-ра. Его назвали Западный Иликхан.

Хотя смерть Харона Бограхана и явилась лишь кратким замешательством, положение Нох ибп Мансура стало, улучшаться. После взятия Харон Бограханом Бухары, его взаимоотношения с Абу Али Сим-жори ухудшились. Вначале Абу Али Симжори поднял восстание против Самаиидов и принял сторону Харан Бограхана, однако после того, как Харон Бограхан взял Бухару, Абу Али Симжори отступив от своего обещания (он договорился разделить территорию Саманидов с Харон Бограном), перешел на сторону Нох ибн Мансура.

Воспользовавшись смертью Харон Бограхана и помощью Абу Али Симжори, Нох ибн Мансур 12 августа 992 года вошел в Бухару. Нох ибн Мансур уничтожил хакима Бухары - Аз"иза, назначенного Харон Бограханом, хотя Азиз был младшим братом Нох ибн Мансура.

Хотя Нох ибн Мансур и захватил Бухару, его положение карди--нально не улучшилось. Так как Нох ибн Майсур не смог найти верных и преданных людей из числа своего окружения. Лбу Али Симжори теперь не было никакой возможности доверять, Нох ибм Мансур был вынужден просить помощи у Сабука Текина, который в 977 году самовольно стал правителем Газни. В то время Сабук Текин, объединив в одном государстве области Газни и Герат, противостоял Саманидам. Кроме того, родившись в городе Барсган на берегу Иссыккуля, Сабук Текин имел карлукское происхождение. В 960 году ОІН принял ислам. Впоследствии он воспитывался Али Текином, происходившим из огузов (губернатор Саманидов, правивший.Газной) и, даже стал зятем Али Текина. Было проблематично ждать от Сабук Текина благосклонного отношения к Саманидскому правителю Нох ибн Мансуру. Дальнейшие исторические события подтверждают это.

Нох ибн Мансур был не в силах сохранить от крушения Саманид-ское государство. Помимо внутренних неурядиц, еще большую угрозу представляло внешнее положение государства. По повелению Алл Арс-ланхана, Западный Иликхан - Насыр ибп Али в 996 года начал основательную подготовку для ликвидации Саманидского государства и полного захвата ее территории.

ЛИКВИДАЦИЯ ҚАРАХАНИДАМИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ

Караханиды поставили своей целью вновь покорить Хотанское государство на востоке и ликвидировать Саманидское государство на западе.

Согласно хронике исторических событий, эти две крупные задачи начали решать при Али Арсланхане (правил с 990 по 998 год) и были решены при Ахмет Тоганхане (правил с 998 по 1018 год). При Али Арсланхане начались жестокие войны по вторичному покорению уйгуров-буддистов Хотана. Хотанские буддисты при Сутук Бограхане, Муса Бограхане, Сулайман Арсланхане были покорены, однако они неоднократно поднимали восстания и добивались независимости. В 970 году они не подчинились Сулайман Арсланхану. Согласно историческим фактам, Хотанские буддисты с 975 по 1000 год, в течении 25 лет вели непрекращающиеся" войны с Караханидами. Эти долгие войны велись под руководством Хотанского правителя Ягла Калкалу. Али Арсланхан в 998 году в одном из жесточайших сражений с Ягла Калкалу, погиб. Согласно историческим фактам, это сражение произошло в пустыне между современным йенисаром и Иенишахаром. На месте этого сражения, в пустыне, находится гробница «Ордам». Согласно слухам в гробнице «Ордам» находятся останки Али Арсланхана. В районе Ко нишахара близ Кашгара (па берегу реки Туман) в селении Нижний Тарбогуз, находится гробница Сейит Али Арсланхана. Там захоронена голова Али Арслаяхана.

Уйгурский народ по сегодняшни;"; день поминает Али Арсланхана. . Ежегодно осенью люди идут к гробнице «Ордам» и произносят молитвы. В отдельные годы число паломипков, приходящих к гробнице, достигает нескольких сот тысяч. Постоянное паломничество совершается также к гробнице Сейит Али Арсланхана в селении Тарбогуз близ Кашгара.

После смерти Али Арсланхана правителем Караханидов стал его сын - Ахмет Тоганхан. Ахмет Тоганхан, покорив Хотанских буддистов, решает обратить их в ислам. Для

осуществления этого, в 990 году он направляет в Хотан 40 тысячное войско во главе с Юсупом Ка-дырханом. Юсуп Кадырхан наголову разбивает Хотанских буддистов и убивает Ягла Калкалу. Буддисты Хотана начинают переходить в Ислам. Это событие происходило в 1000 году. Ахмет Тогапхан назначил Юсупа Кадырхана правителем Хотаиа.

Почему же война между Хотанскими уйгурами-буддистами и уйгурами-мусульманами продолжалась 25 лет (с 975 по 1000 год)?

Существует две основные причины, объясняющие это. Одна из них заключается в том, что буддизм в Хотане пустил исключительно глубокие корни.

Если буддизм начал распространяться в Хотане уже в 74 году до нашей эры, то при Кушанском императоре Канишке II (в начале второго века нашей эры) уже широко распространился. Буддистский пра-поведник, распространявший эту религию в Хотане, кашмирец Бай-ротшана, прибыл в Хотан в первом веке до нашей эры.

Японский историк Есио Ляоти в своем произведении «Буддизм на Западе» приводит выдержки из трудов крупного буддийского деятеля - Фа Шяна, который в 400 году прибыл в Хотан и писал: «Эта земля - цветущий край. Народ очень гостеприимный и все верят в Будду. Веселья проводят согласно буддистским заветам. Число монахов достигает десятков тысяч. Все на стороне великого Колунгу... В храме Гумати три тысячи монахов, услышав звук гонга, одновременно начинают трапезу. Они идут в трапезную очень организованно и величественно. Каждый человек садится на свое место. Все происходит в строгой тишине.

Здесь таких храмов Гумати насчитывается четырнадцать. В их число не входят мелкие. В первый день четвертого месяца весь город подметает улицы, поливает и чистит их. Все улицы отличаются величием. На городских воротах развешиваются огромные полотнища, они красочно украшены, за полотнищами стоят правитель и его супруга, их невольницы. Монах Гумати, являясь сторонником Великого Колунгу, пользуется покровительством правителя. Этот монах вносит идола (имеется в виду прогулка идола - Т. А.). Правитель, очистившись, одев новые одежды, взяв в руки золотую корону, благовония, выходит босой к воротам и встречает идола... Идол («а повозке - Т. А.) входит в ворта. В это время сверху правительница и невольницы осыпают его благовониями и спустившись вниз выражают ему почтение. Этот праздник начинается 1 апреля и кончается 14 апреля. Поокончании, правитель и правительница уходят в свой дворец.

Вышеописанные факты говорят о том, что в древности в Хотане буддизм пустил очень глубокие корни. Поэтому Хотанские уйгуры долгое время противііілйсь переходу в ислам.

Вторая причина их неподчинения Караханмдам и долгое сопротивление заключается в том, что им всяческую поддержку оказывали буддисты Уйгурского Идикутства и буддисты Тибета.

Во время войны, которую вели буддисты Хотана против Караха-нидов, буддисты Уйгурского государства Идикутов и буддистские войска Тибета играли важную роль.

Во время полного подчинения Хотана Карахапидами, было ликвидировано и Саманидское государство.

Насыр Иликхан во время Али Арслаихана, в 9Э6 году вновь напал на Саманидов. Box и>бн Мансур призвал на помощь своего Хорасан-ского наиба Сабук Текин а. Сабук Текин для оказания помощи Нох ибн Мансуру с большим войском двинулся в путь. В районе Киш (Шахрисабс) он разбил лагерь и потребовал объединить свои войска с войсками Нох ибн Мансура. Нох ибн Мансур отверг это требование и направил приказ, чтобы Сабук Текин прибыл к нему. Разгневанный этим, Сабук Текин направил на Бухару 20 тысячное войско во главе со своим сыном Махмутом и младшим братом Бограчуком. Войска Сабук Текина взяли Бухару. Послы Сабук Текина, проведя переговоры с Насыр Иликханом, решили разделить территорию Саманидов. Согласно договору, долина Сырдарьи отходила Қараханидом, южные районы Амударьи- Сабук Текину. Насыр Иликхан назначил наибом Самарканда Пайик Текина. Нох ибн Мансур был сражен действиями Сабук Текина. В 997 году он скончался.

Место Нох ибн Мансура занял его сын Обулхарис Мансур. Хотя этот несчастный принц и был очень умным, скромным и благородным, он не смог предотвратить крушение Саманидов. Первого февраля 999 года Пайик Текин сверг с престола Обулхариса Мансура

и ослепил его. На Саманидский престол был возведен его младший брат Абдул-малик.

В начале осени 999 года Пайик Текин умер. Насыр Иликхан предпринял попытку

Исмаил Самани – основатель таджикской нации

اسماعیل سامانی

Исмаил Самани – великий персо-таджикский эмир, известный миру как «Амир Адил» (Справедливый Командующий), основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра.

Исмаила Самани считают отцом таджикской нации и гордостью всего персо-язычного народа.

БИОГРАФИЯ

Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани (ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد سامانی) родился в апреле 849 г. в семье эмира Ахмада ибн Асада, потомка Самани Худо, основателя династии Саманидов.

Исмаил вошел во всемирную историю добродушным и набожным мусульманином. С детства он умом и сердцем принял Ислам и одновременно боготворил историю своего народа, принадлежащего к арийской расе.

Именно в эпоху правления Саманидов на смену Зороастризму в Центральную и Среднюю Азию пришел Ислам.

Важнейшей догмой зороастризма является постулат: “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”.

Этим жизненным принципом руководствовался эмир Исмаил в своей жизни. Известный ученый Низам -аль – Мульк в своей работе «Сиясатнома», говоря о достоинстве правителя Мавераннахра, написал, что у эмира” была чистая вера в Бога, и он был щедр к бедным”.

Современники Исмаила рассказывали, что правитель зимой часто садился на лошадь и разъезжал по городам и селениям, чтобы узнать, как живет простой народ. Это говорит о том, что Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани не господствовал, а честно и жертвенно служил своему народу.

Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был талантливым, энергичным и очень проницательным правителем.

В IX – X веках территория современного Таджикистана была частью обширного и мощного государства Саманидов, которое включало в себя крупные исторические области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), а также Харасан (территорию к югу – западу от Амударьи).

Столицей государства Саманидов был древнейший город Средней Азии – Бухара.

Города Бухара и Самарканд в период правления Исмаила ибн Ахмада превратились в крупнейшие центры культуры, развития ремесел и торговли, науки, литературы и искусства.

В рамках государства Саманидов завершился процесс формирования таджикской нации. Главную роль в этом процессе отводится западноиранскому языку, который пришел на смену восточноевропейским языкам. В саманидскую эпоху дари (фарси) стал языком государственным. На основе западноиранского языка развивались персо-таджикская культура, наука, литература, искусство.

Именно во времена правления Исмаила ибн Ахмада Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке.

Исмаил ибн Ахмад придавал большое значение идеологии ислама. Он оставил миру и мусульманам ценное историческое наследие. Это построенные во времена его правления большие города на территории Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Мерв, Афшана, Худжанд, Герат, Балх, Гисар,Тирмиз. А также ряд городов на территории современного Ирана. Он возвел Большую соборную мечеть, специальную мечеть для приезжих, строил медресе, библиотеки, ханаки - приюты для странствующих суфиев, намазгох, эмирские бани, покровительствовал искусствам, поощрял развитие архитектуры.

Основные архитектурные сооружения, сохранившиеся и до наших дней, возведены во времена расцвета таджикской науки и культуры в эпоху существования Саманидской империи. .

На строительство мечетей и храмов науки и искусства выделялись лучшие земли и выдавались крупные денежные средства. Искусный и мудрый правитель побуждал свой народ к знанию и грамотности. Мусульмане, следуя исламской традиции, приступили к поиску знаний по всему миру. Исмаил ибн Ахмад Самани издал указ о бесплатном обучении, создав просветительские центры в Бухаре и Самарканде.

Другую задачу, которую осуществил Эмир Исмаил Самани, это укрепление основ национального таджикского языка. Мы, таджики, всегда стремились к познанию мира. И опыт этот переносили в науку, литературу, искусство. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями мы бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного.

Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков – дари. Однако благодаря Исмаилу Самани таджикам удалось вернуть языку первозданность и былое великолепие.

Изначально язык называли “порси”. Великий Эмир Исмаил Самани приказал очистить “порси” от уличного жаргона, арабских диалектов, которые ничего не имеют общего с языком литературным, и назвал таджикский литературный язык «фарсии-дари» (государственный персидский язык).

Благодаря Исмаилу Самани от Хурасан до Ирана персо-язычный народ стал писать, читать, разговаривать на литературном языке “фарси-дари”.

В настоящим время “фарси – дари” – государственный язык в Таджикистане, Афганистане и Иране.

Отличительная особенность персидского языка от многих языков современного мира - заключается в том, что «фарси- дари» сохранил свою первозданность. На сегоднящный день «персидский дари» остался в чистом виде только среди таджиков: Сегодня персоязычные народы Ирана, Афганистана признают, что таджикский язык,фарси – дари, хранит чистоту языка наших общих предков (”Арици”).

Современные иранцы на 30% используют в своей речи арабский и турецкий языки. Жители Афганистана в разговорной речи до 15% употребляют поштунский язык. А жители Самарканда и Бухары в разговорной речи смешивают свой родной язык с турецким, узбекским языком до 25%.

И только жители Таджикистана, разговаривая на языке «фарси-дари», используют язык в чистом древнем виде.

Персо-язычными народами считаются жители Ирана, Таджикистана, Афганистана, Бухары и Самарканда.

Другой глобальный проект, осуществленный во времена правления династии империи Саманидов, – это привлечение ученых, людей науки и искусства ко двору. Двери дворца Эмира всегда были открыты для гостей, рассказывающих о новостях развития мировой культуры.

При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу-Райхан, Беруни, Ал-Хорезми, Имам Термези, Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории столицы таджикской империи Саманидов, и дала жизнь эти гениям таджикская земля.

Поэтому с большим почтением и уважением таджики должны относиться к древней исторической эпохе правления династии Саманидов, времени, когда сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

Таджикистан – наследник государства Саманидов,

а сами таджики – прямые потомки арийцев.

История говорит о том, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура таджикского народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации. Таджики обитали в Центральной Азии в те времена, когда большинство современных наций не существовало.

Таджикистан – единственный прямой наследник государства Саманидов, и свидетельством тому служат памятник Эмира Самани, воздвигнутый в столице, и государственный денежный знак – “сомони».

Таджики являются прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев, сведения о которых содержатся в “Авесте” – собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-ой половине Первого тысячелетия до нашей эры.

Предки современных таджиков, бактрийцы и согдийцы, были основным населением древнейших государств Средней Азии – Бактрии и Согда. Бактрия включала центральную, южную и восточные части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана Кашкадарьи, и области, лежашие севернее Гиссарского хребта.

Предками таджиков являются и древние жители Ферганской долины (области Давань), а также племена саков, обитавших на Памире, Тянь-Шане, по Сырдарье.

Имя “таджик” и название “Иран” появились почти в одно время. Это произошло в период правления династии Сомонидов (персы до этого называли себя “персами”, таджики – согдийцами, бактрийцами, хоразмийцами). Персы и есть таджики. Таджики – это название нации, синоним “Арийцы”. Персы – это название народа “ Арицы”.

Наречение согдийцев, бактрийцев, хоразмийцев именем “таджик” принадлежит Эмиру Самани с целью объединить арийские народы. “Таджик”- это значит носитель “короны”.

ДАТА СМЕРТИ

В ноябре 907 года, после продолжительной болезни, великий и справедливый Исмаил Самани покинул этот мир, обретя жизнь вечную. Но любовь к Эмиру продолжает жить в сердцах мусульман всего исламского мира.

После смерти Исмаила Самани очередным эмиром стал его сын.

Мавзолей Исмаила Самани находится в парке Саманидов в Бухаре. Он считается одним из самых элегантных памятников Центральной Азии. Несмотря на нашествия тюркоязычных племен и попытки уничтожить фамильную усыпальницу Саманидов, Аллах хранил символ исламской культуры. Враги разрушали, возведенные эмиром города: Бухару, Самарканд, Марв, Харезм, жгли библиотеки, но народ всегда отстаивал Мавзолей.

В настоящее время фамильная усыпальница Саманидов является местом паломничества персоязычных народов всего мира. Правительство Таджикистана в рамках торжеств, посвященных 1100 – летию со времени основания государства Саманидов, переименовало пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони, основателя и первого правителя государства Саманидов. А в центре города Душанбе, на месте памятника В.И.Ленину, сегодня высится памятник Исмаилу Самани – основателю таджикской нации.

Своими благородными и богоугодными деяниями Исмаил ибн Ахмад Самани придавал и придает таджикскому обществу высокий моральный дух и единство, которые служили и служат для таджикского народа источником созидательной энергии

Хайреддини Абдулло – руководитель отдела по культуре и духовному воспитанию ООД “ТТМ”

Государство Саманидов



2. Государство Тахиридов и Саффаридов

3. Возвышение династии Саманидов. Образование государства Саманидов. Исмаил Саманид и его заслуги

Государственное устройство и аппарат управления Саманидов

1. Усиление влияния местных феодалов в Мавераннахре и Хорасане


В конце VIII-го в начале IX-го вв. на обширной территории земель Аджама (в Мавераннахре и Хорасане) арабские правители халифата после неоднократных восстаний и попыток ввести свой язык были вынуждены разделить свое правление с местными феодалами, которые обладали высоким образованием и опытом управления. Таким образом, Аббасиды хотели приостановить стремление к независимости и в то же время опереться на местную знать в борьбе с народными восстаниями. Последнее восстание 806-810гг произошло в Самарканде под руководством Рофеъ ибни Лайса, к которому примкнуло население Ферганы, Бухары, Уструшаны, Хорезма, Чаганиана и Хутталяна. Восстание было подавленно с трудом.

Именно поэтому при правлении Халифов Мансура, Махди и Харуне ар-Рашиде (754-809гг) привлекались местные персоязычные феодалы из семейства Бармакидов и Саманидов, которые служили во дворце халифа в качестве визирей, и были назначены наместниками халифа в областях Хорасана и Мавераннахра. В это время среди населения распространяется шуубитское (антиарабское, иранофильское) движение которое было распространенно и среди персоязычной аристократии, которые подчеркивали свое культурное превосходство над арабами.

Однако по приказу халифа Харуна ар-Рашида, семейство Бармакидов вскоре было очернено, и все члени семьи, в том числе главный визирь Халид Бармакид, были казнены.


Государство Тахиридов и Саффаридов


Государство Тахиридов. Другой династией персоязчных феодалов была династия Тахиридов. Тахир ибн Хусейн был правителем Фушанжа, Гератской области. Он принимал участие в войне между братьями, сыновьями Харуна ар-Рашида в борьбе за трон Халифата. В 813 году Тахир захватил Багдад и способствовал возведению Мамуна на халифатский престол. В 821 году Мамун ибн Харун назначил Тахира наместником Хорасана.

Тахир правил из г. Нишопур (г.Машхад в Иране) столицы Хорасана всеми областями как независимый правитель. В 822г он даже отдал приказ не упоминать халифа в пятничной молитве.

Тахир во время своего правления стал вводить персидские обычаи и методы управления Сасанидского Ирана. Разрешал во дворце вести документацию на персидском языке, что не понравилось Халифу. Тахир правил всего 2 года и был отравлен по приказу халифа.

С 830г. правителем Хорасана стал другой Тахирид Абдуллах, который правил до 844г. Он продолжал дело отца и привлекал к управлению местных феодалов. Абдуллах ввел законодательство по использованию водопользования и построил новые каналы для орошения земель. Возрождая иранские традиции управления государством, Тахириды правили до 873г.

Государство Сафаридов. В IX-X в. для защиты границ Мавераннахра от нападения кочевников тюрков Арабским халифатом использовались войска газиев - борцов за веру. В отряде газиев служили братья Якуб и Амру ибни Лайсы, которые раньше были ремеслениками-медниками.(араб яз. - саффор).

В 861г. Якуб и Амру приняли участие в восстании жителей Сиистана против Тахиридов и одержали победу. Якуб стал правителем области и в течение десяти лет захватил ряд восточных областей халифата. Далее в 873г. войско Якуба разгромило войско последнего Тахирида и захватило г. Нишопур. Так Саффариды создали новое персидское государство в Хорасане, которое просуществовало до 900 года.


Возвышение династии Саманидов. Образование государства Саманидов. Исмаил Саманид и его заслуги


Родоначальником династии Саманидов был Самон Худот-дехканин (заминдор-феодал) из Балха, который служил в конце VIII в. во дворце наместника Хорасана. Его сын Асад и внуки Нух, Ахмад, Ильес и Якуб за верную службу Халифу в 819г. были назначены правителями областей Мавераннахра. Поэтому этот год считается началом правления Саманидов, которое продолжалось до 999г. Вначале главой династии был Нух ибни Асад (819-841гг), затем Ахмад ибни Асад (841-964гг), который передал власть своему сыну Насру (864-892гг).

Наср ибн Ахмад в 874г. назначает своего брата Исмаила ибн Ахмада правителем области Бухара, где молодой Исмаил (849-907г.) начал борьбу с разбойными шайками, беспокоившими жителей грабительскими набегами. За свои заслуги перед жителями Бухары (отменил трудовую повинность по ремонту Бухарской стены «Камипир девор» и временно освободил от налогов) он получил поддержку народа. Противоречия Исмаила с братом начались после того, как он перестал посылать часть доходов (около 700 тыс. дирхемов). Между братьями произошло два военных столкновения, первое в 886г окончилось временным отстранением Исмаила от власти, и второе в 888г - победой Исмаила, однако он не отнял у Насра престол, а добился экономической самостоятельности. Уважение брата Насра к поступку Исмаила возросло.

В 892г. Наср завещал трон Маверанахра Исмаилу.

Исмаил, став эмиром Мавераннахра, начал проводить независимую политику от Халифата. Провел реформы в государственном аппарате и в армии. Это не понравилось Арабскому Халифу. В борьбе с Исмаилом Халиф использовал другого таджикского правителя Хорасана Амра ибн Лайса, назначив его в 898 году эмиром Мавераннахра. Амр начал войну с Исмаилом.

В 900г. в решительной битве у стен Бухары Исмаил Саманид одержал победу над Амром Саффаридом. По сведениям историков Табари и Наршахи в войске Саманидов героизм в сражении проявили простолюдины Бухары. После этого земли Хорасана были присоединены к государству Саманидов. Мавераннахр и Хорасан, Северо-восточный Иран в начале X века вошли в состав государства Саманидов. Это были земли, где проживали предки таджикского народа, и историческая заслуга Исмаила заключается в том, что он сумел объединить в одно государство всех таджиков.

В 892-907гг. Исмаил был эмиром государства Саманидов. Его заслуги: 1)прекратил в стране беспорядки и грабежи 2) остановил грабительские набеги тюркских кочевников, 3) утвердил государственную независимость страны, 4) объединил таджиков Мавераннахра и Хорасана в единое государство.

В составе государства Саманидов было объединено 16 областей:

1.Мавераннахр: Согд, Кеш, Фергана, Уструшана, Чаганиан, Вашгирд (Файзабад), Хутталь, Бадахшан, Кумед (Рашт), Каран.

2.Хорасан: Нишапур, Мерв, Балх, Герат, Сиистан, Газна, Табаристан (северовосточный Иран).


Государственное устройство и аппарат управления Самани


Во времена правления династии Саманидов государственный аппарат управления делился на 2 главных государственных учреждения:

1.Даргах (дворец эмира)

2.Девоны (военно-гражданские министерства)

Хозяйственной и экономической деятельностью в основном занимались 10 девонов, главным из которых считался - Девон визиря - главы правительства

Главный визирь именовался «Ходжиби бузург» (великий хаджиб).

Во времена правления Насра II (914-943г.) страной управляли просвещенные министры - А. Джайхони (ученый географ, астроном и философ), Абдулфазл Балъами (ученый энциклопедист) и Утби (поэт, философ) которые благодаря эмирам Исмаилу и Насру II Саманидам внесли свой вклад в развитие государственности, таджикской культуры и науки.

В государстве областями руководили родственники из династии Саманидов или крупные земледельцы. Наряду с ними в каждом городе назначались «раисы» (главы) городов из числа местных феодалов. Главы исламского духовенства назывались «устод», впоследствии «шайхулислам». Жители государства Саманидов проповедовали Ханафитский толк суннитского мазхаба (течения) исламской религии.


Развитие экономики, ремесла и торговли


В IX-X экономика Саманидов опиралась на развитое сельское хозяйство, где государство собирало «харадж» (поземельный налог) с крестьян. Высокого развития достигло строительство сети ирригационных каналов и сооружений, которое широко использовалось для поливного земледелия. Значительное место занимали посевы зерновых культур, хлопка, который выращивали в Мервском оазисе и Зеравшанской долине. Большие площади занимали сады и виноградники, бахчевые культуры. Некоторые сорта фруктов и бахчевых славились за рубежом. В степных и горных районах развивалось скотоводство. Развивалось и горное дело. В Фергане добывали железо, олово, серебро, медь, ртуть, свинец, бирюзу… Как центры добычи горных пород были известны районы верховьев Заравшана, Дарваз, Бадахшан, где добывали золото, серебро, рубин и лазурит, которые продавались в соседних странах Востока. Возле городов Нисса, в Самарканде, Варахше, Душанбе (Шишахона) найдены стеклодобывающие цеха, где имелось большое количество парфюмерных и бытовых сосудов - чернильницы, туваки, парфюмерное и оконное стекло и т.д.

В городах развивалось ремесло и торговля. В ремесленном производстве увеличивается количество изделий из керамики с подглазурными росписями и орнаментом. В бытовой посуде встречаются надписи - катиба, такие как «приятного аппетита», «благополучие обладателю сего». Единственным городом, обеспечивающим бумагой все города Халифата в VIII -X вв. был Самарканд. Халифы заказывали и писали на самаркадской бумаге. Только в X в. секрет изготовления бумаги распространился по халифату.

С восстановлением торговых связей между странами Арабского Халифата, Китая и Европы, Саманиды увеличивали прибыль за счет купли и продажи товаров. Ярмарки- базары проводились по 10-20 дней в Бухаре и др. крупных городах. Чеканка монет в нескольких городах привела к росту денежного обращения. Во время правления Исмаила в финансовом обороте были следующие монеты:

Золотые монеты, котрые именовались «динар» и определялись по весу, золотой динар в основном был у крупных феодалов и торговцев и считался средством накопления.

Серебряные монеты «дирхемы». «Дирхемы» «мусаяби», «мухаммади», «гитрифи», «хоразми» служили основным средством обращения были средством платежа и сбора налога. Они различались тем, что чеканились в разных городах и имели разницу в содержании серебра. Были в обращении и черные монеты из меди - «фулус»- 24 монеты обменивались менялами на базарах на один «дирхем».

Исмаил распорядился отчеканить серебряные монеты - «дирхем», где было больше содержания серебра - эти монеты назывались дирхами «Исмаили». Они использовались как международная конвертируемая валюта в зарубежных странах Востока и Европы, о чём свидетельствуют археологические находки.


Расцвет науки и культуры в период правления Саманидов


В IX-X в. на смену восточно-иранским языкам - предкам таджикского (согдийского, тохарского, хотано-сакского и др.) в Хорасане и Мавераннахре распространился язык форси-дари, на основе арабского алфавита, на котором начали говорить и составлять государственные документы в Саманиде. При Саманидах таджикский язык того времени, называвшийся в письменных источниках фарси-дари (дворцовый), был принят в основном как государственный язык. Языку дари открылся доступ в области поэтической и прозаической литературы. Наряду с произведениями на арабском языке стало появляться все больше произведений на языке дари. Несмотря на то, что многие письменные произведения не сохранились до наших дней, можно утверждать, что достижения в области таджикско-персидской литературы в IX-X вв. были велики и были признаны во всех уголках арабского Востока.

В области таджикско-персидской литературы в X веке прославились своими творениями поэты А. Рудаки, Абумансур Дакики, А. Фирдавси, Абулхасан Шахид Балхи, Абушаккури Балхи, Робиа и др.

В области науки прославились ученые энциклопедисты Закарие ар Рози (в области медицины и химии, автор книг-энциклопедий «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине - 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов др. Абуали ибн Сино (в области философии, медицины и др., автор книг «Канон медицинской науки» (5 томов), «Книга знаний», «Книга исцелений» и др.), Абунаср Фараби (в области философии, автор трактата «О взглядах жителей совершенного города» и др.), Абубакр Нархаши, автор книги «Таърихи Бухоро» (История Бухары), Ибн Кутайба, автор книги «Китоб ул-Маориф» (Книга знаний) в области литературоведения и истории и др.

Абуабдулло Рудаки 858-941гг., основоположник таджикско-персидской классической литературы. Его именем назван один из районов республики и учреждена государственная премия. В 2008г. к 1150 летнему юбилею поэта в г. Душанбе был открыт парк и памятник А. Рудаки.

Абубакр Закариё ар-Рази (Разес - латин. яз.) (865-925гг) - ученый - энциклопедист, автор книг «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов.

Абубакр Наршахи (899-959гг) - ученый- историк, автор книги «История Бухары»

Абуабдулло Джайхони (914-922гг) - (годы службы визирем во дворце Насра II Саманида), известный ученый-географ, автор книги «Ашкол ул-Олам»(Форма земли).

Абулфазл Балъами (922-939гг) - годы службы визирем в период правления эмира Насра II Саманида, - прославленный просветитель эпохи,

Абуали Мухаммад Балъами (неизв. - 974) - сын Абулфазла Балъами, визирь в период правления эмиров Абдумалика I (954-961) и Мансура I (961-976) Саманидов, автор перевода на фарси-дари книги Мухаммада Джарира Табари «Таърихи Табари».


Завершение процесса образования таджикского народа


Формирование таджикского народа началось при государстве Сасанидов(224-651гг) и завершилось при государстве Саманидов (819-999гг).

В годы существования Саманидского государства сложились основные компоненты для образования таджикского народа:

1. Единая территория - государство Саманидов объединило исторические земли предков таджиков Мавераннахр и Хорасан.

Единый общегосударственный язык - в IX-X вв. на территории Мавераннахра и Хорасана действовал государственный язык форси-дари, объединяя Согдийцев, Тохаристонцев, Фарганцев и др. народы.

Единое экономическое пространство - на территории государства Саманидов сложилась единая экономическая жизнь, торгово-экономические отношения, валюта, налоги.

Единая культура и религия - распространение исламской религии суннитского мазхаба «ханафия» и таджикско-персидской литературы и науки в государстве.

таджикский саманид правление

Основные источники и литература


Гафуров Б.Г. Таджики. Книги 1и 2. - Душанбе, 1989.

Фрай Р. Н. Наследие Центральной Азии. - Душанбе, 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Просмотры: 595

|

Хороший текст для всех, кто увлекается историей.
.

САМАНИДЫ - династия эмиров Мавераннахра (Узбекистан), правившая в 819-1005 гг.
Предки Саманидов жили в районе Термеза, то есть имели местное согдийское происхождение. Основателем династии считается некий Саман-худа, владелец селения Саман в Балхской области на севере Афганистана, принявший ислам в начале VIII в. О его сыне Асаде ничего не сообщается. Четверо его внуков служили халифу ал-Мамуну в бытность его правителем Хорасана и были назначены в 819 г. наместниками в различные области Мавераннахра: старший Нух — в Самарканд, Ахмад I — в Фергану, Йайхйа — в Шаш, а Илйас — в Герат. Хотя братья были подчинены хорасанским Тахиридам, они пользовались у себя на местах весьма широкими полномочиями: чеканили от своего имени медные фельсы, собирали ополчение и ходили в походы на окрестные области. Все они были энергичными эмирами и много сделали для возвышения династии. Однако своим основанием саманидское государство обязано прежде всего Ахмаду — самому способному из сыновей Асада. Благодаря благоприятному стечению обстоятельств ему удалось собрать под властью своих сыновей все области Мавераннахра. Так в 842 г., после смерти Нуха, Самарканд перешел к Насру ибн Ахмаду. После смерти в 855 г. Йахйи в Шаше и Устрашне стал править другой сын Ахмада — Йакуб. Не удалось удержать владения только четвертого из братьев — Илйаса. После его смерти в 866 г. Герат вышел из-под власти Саманидов.

В 875 г. халиф ал-Мутамид назначил Насра I ибн Ахмада (наследовавшего в 864 г. отцу) наместником всего Мавераннахра. Эта богатая провинция стала ядром саманидского государства, просуществовавшего после этого более ста лет. Являясь по существу независимыми правителями, Саманиды никогда не переставали формально признавать верховенство багдадских халифов: имена Аббасидов неизменно поминались в хутбе и чеканились на монетах, но фактически они не имели никакого влияния на дела в Средней Азии. Новый этап в истории Саманидов начался в годы правления эмира Исмаила I, деятельность которого развернулась в Бухаре. После падения в 873 г. власти Тахиридов в этом городе царила анархия. Жители были ограблены недостойными градоначальниками, значительная часть зданий сгорела. Наконец бухарцы обратились за помощью к Насру, и тот послал наместником в Бухару младшего брата Исмаила. Первое время положение нового эмира было очень шатким: Исмаилу пришлось подавлять восстания бедноты и бороться с мятежами знати. Но постепенно дела его поправились. Вскоре он почувствовал себя настолько уверенно, что перестал подчиняться брату. В 888 г. Наср выступил против него в поход, однако был разбит и попал в плен. Исмаил оставил его номинальным главой династии, хотя фактически власть над страной с этого времени перешла в его руки.
В августе 892 г., после смерти Насра, Исмаил наследовал Самарканд. Он не поехал в этот город, а остался в Бухаре, превратившейся с этого времени в столицу саманидского государства, пределы которого быстро расширялись. В 893 г. Исмаил предпринял большой поход против тюрок, овладел Таразом и захватил в плен тюркского хана. Затем он совершил поход против карлуков в долину Таласа и присоединил к своим владениям богатые серебряные рудники Шельджи. В том же 893 г. была окончательно покорена Устрашна. В 898 г. в Мавераннахр вторгся эмир Систана Амр из династии Саффаридов. Исмаил, по свидетельству Нуршахи, вооружил «ремесленников и простолюдинов» и с большими силами двинулся навстречу саффаридской армии. После нескольких стычек военные действия переместились в области к югу от Амударьи. В 899 г. Исмаил одержал победу над полководцем Амра Мухаммадом ибн Баширом. Весной 900 г. развернулись решающие бои в окрестностях Балха. Войска Амра были окружены во время одной из вылазок, а сам он попал в плен. Саманидские войска, перейдя в наступление, овладели принадлежавшим Саффаридам Хорасаном. В том же году Исмаил разбил имама Мухаммада ибн Зайда, владевшего Табаристаном. В итоге всех этих завоеваний владения Саманидов на востоке достигли реки Талас, а на западе включили в себя весь Хорасан. На севере им покорился Хорезм, а на юге — Систан и местные афганские династии до самых границ с Индией. Сасаниды стали самой могущественной державой на мусульманском Востоке.
Сын Исмаила Ахмад II, наследовавший ему в 907 г., правил недолго. Он был убит своими гвардейцами в Феребре в ночь на 23 января 914 г. На престол был возведен его 8-летний сын Наср II. Государственная власть находилась сначала в руках его просвещенного визиря Джайхони, а с 918 г. в руках другого визиря — Билами. При них в основном сложилась политическая система государства Саманидов. Каждая из десяти отраслей управления находилась в ведении особого дивана, а во главе всего чиновничьего аппарата стоял визирь. На местах власть осуществляли наместники-хокимы, также подчинявшиеся визирю. Однако некоторые области управлялись собственными династиями и пользовались значительной автономией (в их числе Систан, Газна и Хорезм). Функции всех отраслей государственного аппарата были четко разработаны. Большую роль в жизни государства и царского двора играла гвардия из тюркских гулямов (в основном это были огузы и туркмены). Благодаря хорошему управлению Мавераннахр в середине Х в. достиг значительного процветания. Наиболее густонаселенной его частью являлась долина Заравшана, где располагались самые крупные города — Бухара и Самарканд. В их окрестностях находилось большое количество дворцов, замков и мечетей. Долина хорошо орошалась множеством каналов и утопала в садах.
В середине 20-х гг. возмужавший Наср принял власть в свои руки. По сообщению Бейхаки, этот эмир отличался крайне раздражительным характером и в гневе часто принимал решения, о которых потом жалел. В конце концов по совету визиря Билами и амида Мусаби он постановил, чтобы исполнение его приказов относительно казней и суровых наказаний откладывалось на три дня; кроме того, трем избранным для этой цели старцам было поручено заступаться за постигнутых гневом государя. В годы правления Насра усилилось влияние исмаилитской секты карматов. Их учение приняли «люди базара» и многие государственные чиновники. Даже сам эмир объявил себя карматом. В ответ дворцовая гвардия организовала против него заговор. Он был раскрыт, однако Наср должен был в 942 г. отказаться от власти в пользу своего сына Нуха I. Тот приказал схватить и казнить лидера мавераннахрских карматов Нахшаби, а потом велел истребить всех вождей карматской секты и конфисковать их имущество. Влияние ортодоксального суннизма было восстановлено. Наср умер вскоре после переворота, в апреле 943 г., от чахотки. Незадолго до смерти он построил себе около дворца келью и проводил там все время в благочестивых упражнениях.
С середины 40-х гг. Х в. появились первые признаки скорого упадка государства Саманидов: правительство стало испытывать финансовые трудности, жалованье войску выплачивалось с задержками, налоги росли. Как следствие этого стали вспыхивать мятежи и восстания. В 947 г. мятеж произошел в самой столице. Его поднял дядя Нуха, Ибрахим. Эмир бежал в Самарканд, но вскоре сумел восстановить свою власть в столице, так что господство его дяди продолжалось не более двух месяцев. Ибрахим был ослеплен. Его сподвижник Абдали Чагани отступил в Хорасан и сумел закрепиться там. В 952 г. эмир заключил с ним мир и признал правителем провинции.
При сыне Нуха, Абд ал-Малике I, чрезвычайно возросло влияние хаджибов — начальников тюркской гвардии, которые стали полновластными хозяевами страны. Главный хаджиб Алп-тегин и визирь Абдали Балами фактически держали в своих руках всю власть. Абд ал-Малик правил всего семь лет: в ноябре 961 г. он убился при падении с лошади. При его брате Мансуре I Алп-тегин впал в немилость. После ряда стычек в районе Балха и Мерва он с ушел вместе с несколькими тысячами верных гулямов на юг, захватил Газну и основал там независимое государство Газневидов. Мансур умер в июне 976 г. Его сыну Нуху II в это время было всего 13 лет. Государством вместо него управляли мать и назначенный в конце 977 г. визирь Абу-л-Хусайн Абдаллах Утби. Он был последним визирем, имевшим реальное влияние на дела. После его убийства в 982 г. власть окончательно перешла в руки военной партии, и на этот пост назначались только ее ставленники. По словам историка Утби, последние визири уже не могли восстановить порядка в стране: «области большею частью находились во власти мятежников, доходы правительства сократились, воины осмеливались притеснять население; господство перешло в руки тюрок, и решения визирей потеряли силу». Вместе с тем Саманиды оказались не в силах противостоять тюркской династии Караханидов, создавшей в середине Х в. свое государство в Семиречье и Кашгаре. В 992 г. тюрки (ягна, карлуки и др.) вторглись в Мавераннахр. Часть войск во главе с полководцем Фаиком перешла на сторону врага. Нух был разбит и бежал в Амуль. Тюрки легко захватили Бухару. На этот раз они здесь не задержались и, ограбив столицу, ушли из пределов Мавераннахра. Но их окончательное торжество было только вопросом времени. К 995 г. Караханиды овладели всем бассейном Сырдарьи. Особый караханидский удел с центром в Узгене образовался в Фергане. Одновременно Саманиды подверглись удару с другой стороны: в 995 г. эмир Газны Себюк-тегин захватил их владения к югу от Амударьи.
Нух умер в июле 997 г. Его сын Мансур II, отличавшийся, по словам Бейхаки, большими достоинствами ума и характера, правил только два года. На время ему удалось восстановить порядок в своих владениях, но он уже не мог спасти династию. В начале февраля 999 г. Мансур был низложен военной партией и лишен зрения. Его преемником заговорщики провозгласили младшего брата Абд ал-Малика II. При нем процесс распада державы ускорился. Правитель Газны Махмуд Газневи заставил Абд ал-Малика уступить ему сначала Балх и Бадахшан, а потом и весь Хорасан. Таким образом под властью Саманидов остался лишь западный Мавераннахр, но и здесь они правили недолго. В 999 г. правитель Ферганы Наср илек-хан двинулся походом на Бухару. По рассказу современника и очевидца событий Хилаля ас-Саби, Саманиды решили оказать врагам отчаянное сопротивление; по приказанию эмира хатибы бухарских мечетей убеждали народ взяться за оружие для защиты своей династии. Однако их проповеди не имели никакого действия. Население встретило завоевателей совершенно пассивно. В октябре 999 г. Наср-хан без сопротивления занял Бухару.
Низложенный Абд ал-Малик был отправлен в Узгенд и заточен в темницу. Вместе с ним находился его брат Исмаил. В 1000 г. с помощью одной невольницы он сумел бежать из Узгенда, некоторое время скрывался в Бухаре, а затем перебрался в Хорезм. Здесь ему удалось собрать остатки саманидской армии и захватить Бухару. Однако в том же году Наср снова взял столицу. Исмаил отступил в Хорасан и в марте 1001 г. овладел Нишапуром. Вскоре он был разбит газневидскими войсками и ушел в низовья Сырдарьи, где находились кочевья огузов. Исмаил сумел привлечь этих кочевников на свою сторону. В августе 1003 г. он с помощью огузов разбил Наср-хана. В 1004 г. Караханиды потерпели еще одно поражение в битве при Бурнамаде. Однако в решающем сражении, которое произошло между Дизаком и Хавасом, Исмаил II был ими наголову разбит. Он бежал в Хорасан и вел здесь скитальческую жизнь. В начале 1005 г. его предательски убили в доме араба-бедуина, у которого он остановился на ночлег. С его смертью род Саманидов окончательно сошел с исторической сцены.

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

(875-999) - феод. гос-во в Ср. Азии со столицей в Бухаре. Образование С. г. связано с распадом араб. халифата и возвышением Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане.

В период расцвета в 1-й пол. 10 в. включало Мавераннахр, Хорасан, Сев. и Вост. Иран. В вассальной зависимости от С. г. были Хорезм, Сейстан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан (по верхнему Мургабу), Табаристан (Мазандеран). Внутр. политика Саманидов была направлена на укрепление центр. власти, создание сильного войска, прочной системы центр. и местных учреждений. Была создана система центр. ведомств (диванов) - всего 10. Наиболее важными были диваны: везира, казначея (мустауфи), нач. гвардии, почты и ведомство по составлению офиц. док-тов (диван ар-расаил). Хоз. частью ведал векиль, возглавлявший диван владений государя. Адм. учреждения на местах подчинялись хакиму и соответствующему дивану. Жизнью городов, управлявшихся раисом, ведал центр. диван мухтасиба. Наместник Хорасана носил титул сипехса-лара (военачальника) и управлял из Нишапура всеми землями С. г. к Ю. от р. Джейхун (Амударья). Преобладала гос. собственность на землю и оросительную систему. Наиболее важными городами С. г. были Бухара, Самарканд, Нишапур, Мерв, Ургенч, Герат, Балх, Газни. В них складывались ремесл. организации. Развитие феод. отношений сопровождалось борьбой между местной иран. земледельч. знатью (дехканами), базировавшейся на мульковом (аллоидальном) землевладении, и служилой чиновной знатью, связанной с гос. землевладением и бюрократич. аппаратом. Все это вызвало обострение клас. борьбы, выразившееся в нар. выступлениях (крест. восстание в Табаристане (Мазандеране) в 913, движение горожан под рук. Абу-Бекра в Бухаре в 930, восстание в Хорезме в 944 и др.), в активизации деятельности различ. религ. сект и течений (шиитов, карматов и др.). С. г. поддерживало оживленные торг. связи с Хазарией, Ираном, Булгаром, Китаем и Русью. Для С. г. характерен большой подъем культурной жизни; во всех значит. городах возникли мусульм. школы (медресе). Бухара славилась своей библиотекой. При дворе Саманидов творили Рудаки, аль-Фараби и др. деятели ср.-азиат. культуры. Развивались архитектура и строительство; широко известна расписная поливная керамика, т. н. афрасиабская (по месту нахождения лучших образцов на Афрасиабе в Самарканде). На основе одного из местных иран. диалектов выработался язык "дари", ставший гос. языком С. г. (этот язык фактически является "предком" совр. тадж. языка). Централизаторская политика Саманидов потерпела неудачу, и к кон. 10 в. рост феод. раздробленности привел к распаду С. г. Преемники Исмаила (892-907) вынуждены были уступить прикаспийские обл. и зап. часть Ирана династиям Алидов, Зийаридов и Бундов. В 914 возникло сепаратистское движение в юж. областях С. г. В 928-942 отряды Мардавиджа ибн Зийара отторгнули от С. г. Горган (Джурд-жан) и основали там гос-во Зийаридов. Хорасан несколько раз подвергался нашествию войск Бундов. В 962 саманидский полководец Алп-Тегин основал в Газни гос-во Газневидов. Находившиеся в вассальной зависимости от С. г. владетели Хорезма, Исфиджаба, Чаганиана и др. прекратили уплату дани. В 992 тюрки взяли Бухару, а по договору 996 к ним отошли все владения С. г. к С. от бассейна Зеравшана. В 999 тюрки вновь овладели Бухарой. С. г. распалось, и власть в Ср. Азии перешла к тюрк. гос-ву Кара-ханидов, а земли к Ю. от р. Джейхун (Амударья) были заняты гос-вом Газневидов.

Лит.: Бартольд В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 207-333; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1904; История Узб. ССР. т. 1, Таш., 1955.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Якутск.

Государство Саманидов


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    - (875 999) государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1 й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в … Большой Энциклопедический словарь

    - (875 999), государство в Средней Азии со столицей в г. Бухара, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половины X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъёма до конца X в … Энциклопедический словарь

    - (875 999) феодальное государство с основной территорией в Средней Азии. Столица г. Бухара. Образование С. г. связано с распадом Арабского халифата и возвышением Саманидов (См. Саманиды), захвативших наместничество в Мавераннахре и… … Большая советская энциклопедия

    История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 150 до н … Википедия


Close