Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5-6 классов « Писатели и поэты о природе»

Цель проведения мероприятия: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг на тему «Год экологии»; портреты писателей и поэтов, чьи произведения звучат, проектор,ноутбук, презентация.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим мероприятие «Писатели и поэты о природе». Поговорим о родной природе, любимой Родине.

Мы услышим, как писатели и поэты в своих произведениях прославляли родную природу.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Фёдор Тютчев

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

1 ведущий. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, голубое небо.


2 ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это – природа! Вслушайтесь в слова «природа», «Родина», род… .Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня. Наша жизнь неотделима от них. Природа поит, кормит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого из нас. Красота простой природы – неиссякаемый источник вдохновения для писателей и поэтов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Ученик.

Подарила сполна тебе Родина-мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог,
И на тысячи лет дали звездных дорог,
Цвет калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный, сияющий мир.

Учитель. Действительно, природа - источник красоты. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе всё взаимосвязано, всё зависит друг от друга: если погаснет. Солнце, всё замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнёт наносить ей раны,что же станет с природой?! Природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она просит нас о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.

(Под музыку «Времена года» П. И.Чайковского звучит стихотворение)

Ученик.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Ученик. Русская литература богата произведениями, представляющими собой оду родному краю. Немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Значит, природа - источник не только красоты, но и доброты.

Ученик. Поэт Александр Островский писал:

Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы …

Библиотекарь. В этих стихах автор замечает то, что скрыто от взгляда равнодушного. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Ученик. А. Блоку милы неброские и скучные пейзажи родной страны. Ему близка красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу.

Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер»

в исполнении…Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Ученик. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти в каждом стихотворении Есенина мы находим картины природы. Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Ученик. Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы.

Ученик. Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала: Когда шуршат в овраге лопухи, И никнет гроздь рябины красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Ученик. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Н. М. Рубцов называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия. Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека.

Ученик . И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.

Учитель. Теперь послушаем стихотворение, где природа уничтожается руками человека.

Ученик.

Игорь Северянин Что шепчет парк...

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду...

Но я ведь жил – была пора...»

Учитель. Ребята, 2017 год указом президента РФ объявлен Годом экологии, а президентом РБ – Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В нашей школе был объявлен конкурс стихов на эту тему. Участников было немного. Мы надеемся, что в дальнейшем ещё будут желающие принимать участие в этом конкурсе. А сейчас послушаем стихотворение Неметуллиной Жасмин.

Берегите природу!

Как прекрасна родная,

Любимая наша Земля!

Озёра, реки, моря,

Луга, леса и поля…

Рядом с нашим домом

Поют птицы и журчит ручей.

Такая красота природы

День изо дня становится ценней.

Ранним утром, на рыбалке

Тишина и благодать…

Душе моей для радости

Чего ж ещё пожелать?!

В этой речке, в воде прозрачной

Рыбки прыгают, плывут.

Если люди не допустят,

То и рыбки не помрут.

Часто видим на полянах

Отдыхающих людей.

Не бросайте банки, склянки,

Будьте чуточку мудрей!

Давайте природу защитим,

Малым и взрослым объясним,

Что Земля-кормилица наша

И в НАШИХ руках будущее НАШЕ!

Учитель . Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Ученик. С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.

Ученик. М. Пришвин был не только писателем, воспевающим родную природу, но еще и ученым, путешественником и поэтом. Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Учитель . Ребята, я думаю, что вы все прочитали рассказ «Кладовая солнца». Теперь мы ответим на вопросы викторины (Презентация 1.)

Продолжение викторины по рассказу "Кладовая солнца" Пришвина : (Ответы).

1 . (1) на 2 года.

2. (3) клюква

3. (2) лесником

4. (1) Митраша делает деревянную посуду 5 . (4) волка ответ

6. (3) о хлебе

7. (2) больным детям из Ленинграда

8 . (4) болота

9. (2) лось

10. (3) собака Травка

11. (2) Митрашу.

Ученик. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского , мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через его произведения, написанные для детей.

Ученик. Рассказ "Заячьи лапы" учит любви к природе, к животным, учит тому, что нельзя бросать живое существо, спасшее жизнь. Кроме того, в рассказе говорится, что задуманное нужно доводить до конца, не опуская руки на половине пути, ведь дедушка и внук с большим трудом спасли зайца. И еще этот рассказ учит тому, что иногда мы причиняем боль природе и за это нам следует раскаиваться.

Презентация по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

(Презентация 2.)

Викторина по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы» (Презентация 2.)

1. Определите жанр произведения: а) Сказка б) Рассказ в) Повесть

2. Главного героя зовут: а) Вася Малявин б) Ваня Малявкин в) Ваня Малявин

3. Как звали деда? а) Ларион. б) Константин в) Иван

4. Кого принес Ваня Малявин ветеринару? а) Кота б) Собаку в) Заяц

5. У зайца были а) обожжены лапы б) обожжены уши в) обожжен хвост

6. Какой отличительный признак был у зайца? а) длинная шерсть б) рваное ухо в) длинный хвост

7. Кто такой ветеринар? а) Специалист, который лечит людей. б) Специалист, который ухаживает за животными. в) Специалист, который лечит животных.

8. Как отреагировал ветеринар на просьбу о помощи? а) Выгнал мальчика б) Помог ему в) Дал совет

9. Кого встретил мальчик, когда уходил от врача? а) Друга б) Дедушку в) Бабку Анисью

10. Бабка Анисья а) отзывчивая б) заботливая в) жалостливая

11. Куда отправились Ваня и дедушка, чтобы вылечить? а) В город б) В соседнюю деревню в) Никуда

12. Как звали врача, которого искали Ваня и дед? а) Карл Петрович б) Иван Петрович в) Петр Иванович

13. В рассказе «онучи» - это а) портянки б) сапоги в) лапти

14. Кто надел онучи? а) Ваня б) дед в) ветеринар

15. Карл Петрович Корш – специалист, а) который лечил б) который лечил животных. в) который лечил взрослых

16. Карл Петрович Корш не принимает пациентов: а) 2 года б) 3 года в) 5 лет

17. Кто сказал адрес врача Ване и деду? а) Прохожий б) Аптекарь в) Бабка Анисья

18. Как сначала отреагировал врач, когда увидел необычных посетителей? а) Согласился вылечить б) Сказал, что он не ветеринар в) Ничего не ответил

19. Что случилось с зайцем? а) Он пострадал во время грозы. б) Он обгорел на страшном лесном пожарев) Его подстрелили

20. Деду очень хотелось вылечить зайца, потому что а) заяц должен жить на воле б) жалко было зайца. в) зверёк спас его, вывел из горящего леса

21. Кто вылечил зайца? а) Карл Иванович. б) Карл Васильевич в) Карл Петрович.

22. Кому дед не продал зайца? а) сотруднику московской газеты б) Карлу Петровичу в) московскому профессору

Ответы. 1 Б 2 В 3 А 4 В 5 А 6 Б 7 В 8 А 9 В 10 В 11 А 12 А

13 А 14 Б 15 А 16 Б 17 Б 18 Б 19 Б 20 В 21 В 22 В

Ученик. Повесть «Мещёрская сторона» написана в 1939 году. Паустовский накануне Великой Отечественной войны создал образ своей земли , которая олицетворяет для него его Родину: «И если мне придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь». ( Презентация № 3)

Учитель . У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.

Писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

Рассказ «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». (Презентация №4)

Каким рисует остров Астафьев? Вначале писатель любуется островом. Он восхищён красотой острова. Овсянский остров . Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».

Учитель. Над чем же смеётся мальчик? Давайте послушаем отрывок рассказа «Хвостик»

Ученик.

Чтение отрывка рассказа В. П. Астафьева "Хвостик" «Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы». «Шапка» подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик». Что же ты смеёшься, мальчик? - Хво… Хво… хвостик! Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртках, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки».

Учитель.

Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками. Жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь добро сталкивается со злом. Рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение человечеству, и, прежде всего, молодому поколению. Свою задачу автор видел в том, чтобы «учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

Учитель. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик.

На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.

Учитель. Но больше сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик.

В весенний зной мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы, –
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея, увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Учитель. Послушаем стихотворение поэтессы Алены Колокольниковой.

Ученик.

Не разоряйте птичьих гнезд,

Не убивайте пташек малых,

Чтобы вернулся певчий дрозд,

Весною песня не смолкала.

Ты – властелин, о человек!

Пусть даст твое ружье осечку,

Пусть не прольется кровь на снег,

Из берегов пусть выйдет речка.

Природа просит: «Пощади!»

Жестокость будущим чревата,

Задумайся, что впереди?

Не избежать тебе расплаты.

Она умеет все прощать,

Смахнет слезу рукой осины.

Не заставляй её страдать,

Она ведь мать –

Так будь ей сыном.

Учитель. Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу.

Послушаем стихотворение Габдуллы Тукая «Девочка и Мотылёк»

Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай

Учитель. Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. По-видимому, с большей тревогой должны задумываться об этом мы. Человек использует природу в своих интересах, следовательно, и охранять он ее должен в своих же интересах.

Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть.


Ученик.

Берегите!

Берегите Землю, Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите!
Берегите Землю!
Берегите! М.Дудин

Учитель. Завершая наше мероприятие, мы с уверенностью можем сказать: «Природа – настоящий храм красоты. Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Не будьте равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.Дерево, Трава, Цветок и Птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ. Помните, что «охранять природу – это значит охранять Родину»!

Приложение 1.

Конкурс «Отгадай загадку»

Ребятам необходимо отгадать загадки о животных, растениях, рыбах. Загадки написаны на карточках. Чтобы было интереснее, карточки можно сделать в форме рыб, животных, листьев разных деревьев

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина).

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина).

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива) .

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки) .

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

6. Не солнце, не огонь, а светит (светлячок).

7. Без рук, без ног, на брюхе ползает (червяк) .

8. Днем молчит, ночью кричит (филин).

9. Посередь деревьев кузницы куют (дятлы).

10. Не птица, а летает (летучая мышь).

11. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка).

12. Вьется веревка, на конце головка (змея).

13. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка).

14. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач) .

15. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня).

16. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка).

17. Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (смородина) .

18. Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет (паук и паутина) .

19. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет (белка).

Приложение2.

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

    Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

    В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего, оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит, не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

«СТУПЕНЬКИ В МИР ПРИРОДЫ» « Родная природа в произведениях русских писателей»

МКОУ «Очкуровская СОШ»


  • Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Человек считает себя хозяином на планете. Но разумно ли он к ней относится?
  • С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе называется «экология».
  • Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.


«Родная природа в произведениях русских писателей» (для детей младшего и среднего возраста)


  • Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется - природа. Давайте же всегда ее беречь!

Михаил Пляцковский


Виталий Бианки Лесная газета. Сказки и рассказы

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца.


Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказки и рассказы

  • Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Константин Паустовский Заячьи лапы. Рассказы и сказки

  • Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.
  • Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Михаил Пришвин Кладовая солнца. Рассказы о природе

  • Михаил Пришвин охотник и путешественник. Он оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях. Короткие рассказы о природе, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса.

Георгий Скребицкий Лесное эхо. Неведомые тропы

  • Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.
  • В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Вера Чаплина «Мои питомцы»

  • В книге «Мои питомцы» рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. В книге рассказывается о трогательной дружбе ребят с домашними и прирученными дикими животными .

Евгений Чарушин

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. Произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа.


Ольга Васильевна Перовская Ребята и зверята

  • Ольга Васильевна Перовская - автор нескольких книг для детей Ее лучшее произведение "Ребята и зверята" оказало большое влияние на развитие детской литературы. В книгу вошли рассказы о дружбе ребят с животными, спокойно и плавно повествует о обычных на первый взгляд, но столь важных для детей моментах их жизни. . Рассказы писательницы отличает искренность, легкость.

Николай Сладков Лесные сказки

Милые и трогательные истории о лесных животных с замечательными, красочными иллюстрациями. Вместе с героями этой книжки, смешными и добрыми зверушками, ребенок отправится в чудесное путешествие по волшебному миру сказки. Хотите вместо душной городской квартиры очутиться в настоящем лесу? Достаточно дойти до книжной полки, взять любимую книгу, устроиться в уютном уголке и… вы уже там. В лесу вам откроется немало интересного!


Дорогие ребята!

  • Вряд ли найдется сегодня человек, которому пришлось бы доказывать, что природу необходимо беречь. Борясь за сохранение животного мира и природы в целом, мы бессознательно или осознанно отстаиваем все лучшее, что есть в нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Берегите природу!



Список используемой литературы:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.2.-М.: Школьная библиотека,2006.-256с.
  • Сохраним планету голубой и зеленой: Вып.5.-Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.М.Горького,1998.
  • Библиотечные уроки.Выпуск 2. Обучение школьников основам ББЗ.1-11 классы/М.:Глобус,Волгоград:Панорама,2007.
  • Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Библиограф. справочник.- РШБА,2007.-492с.,илл.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тёпловская средняя общеобразовательная школа

Литературная гостиная

(Разработка внеклассного мероприятия)

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 класса

(стаж классного руководства 3,5 года).

2014 г.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Очарованье русского пейзажа»

Данное мероприятие разработано для учащихся 7 класса.

Целью мероприятия является введение учащихся в мир русской поэзии, воспитание любви школьников к русской природе, родному краю.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор учащихся о творчестве поэтов, художников, композиторов; познакомить детей с творчеством талантливых людей-земляков, выработать умение владеть речью.

Развивающие : развивать познавательные качества, творческие способности учащихся, формировать их мировоззрение;

Воспитательные: воспитывать любовь к русской природе, к родному краю, прививать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями искусства.

Оборудование :

1.Компьютер, мультимедийное устройство;

2. Презентация (Приложение 1;)

3.Фотографии с изображением природы;

4.Выставка рисунков «Природа глазами детей»;

5.Выставка картин художника-земляка;

6. Портреты поэтов.

Оформление:

Расставлены 4 стола, покрытые бархатной тканью, на столах - свечи. Окна закрыты тканью с изображением времен года. На стенах картины природы художника – земляка Хализова В.И., выставка рисунков «Природа глазами детей», фотографии родной природы в разное время года. На доске портреты поэтов и название внеклассного мероприятия. По ходу мероприятия показывается презентация, которая содержит изображение картин И.Шишкина «Иней», «Рябинка», «Февральская лазурь» И. Грабаря, А. Саврасова «Иней», « Оттепель», « Грачи прилетели», «Весна», «Радуга», «Первая зелень» Остроухова, «Сенокос», «Летом» А. Пластова, «Заросший пруд» В. Поленова и фотографии природы родного села.Презентация сопровождается музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Октябрь», А. Вивальди «Зима», «Времена года», «Лето», «Весна», романсом С. Есенина «Отговорила роща золотая», песней Э. Хиля «Березовый сок»). Цель презентации - эмоциональное воздействие, способствующее нравственному воспитанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

    Личностный рост;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Снижение эмоционального напряжения, улучшение эмоционального самочувствия;

    Развитие литературных способностей;

    Формирование интереса к работе «гостиной»;

    Создание творческого коллектива, способного работать в команде.

Ход мероприятия.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Выходят ведущие.

Ведущий 1 (Слайд 1). На фоне музыки : Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 3 Поэт Ф.И.Тютчев писал:

Природа – не слепок,

Не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ведущий 1 Не всем дано услышать этот язык. Понять его. Для поэтов, композиторов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

Люби зеленый скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей тенью,

Прохладу лип и кленов шумный кров-

Они знакомы вдохновенью…

Ведущий 2 Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие.

Звучит фрагмент произведения П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 3 Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух. Осень вплетает березам золото в кудри.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 1 Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения звучит сейчас.

Ведущий 2. (Слайды 2,3). Глядя на картины «Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь тютчевские строки.


(1 ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ведущий3 . Осень была любимым временем года А.С. Пушкина. В это время года он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали:они не мешали прогулкам верхом-единственному развлечению в это рабочее время – и поддерживали горячку поэтического труда. «Осень чудная, -писал он Плетневу, - и дождь, и снег, и по колено грязь».

Ведущий 1 . Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

(2 ученик читает отрывок стихотворения «Осень» А. С. Пушкина)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 2. Многие стихи легли в основу романсов. Вашему вниманию предлагается прослушать романс на стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

Звучит романс « Отговорила роща золотая…» (Слайд 4).

Ведущий 3. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

Ведущий 1. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 2. (Слайд 5) И в картине И. Шишкина « Иней». Ее зимние краски иссиня - голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни. Как всякое произведение искусства.

Ведущий 3 Всмотритесь внимательнее в картины, на которых изображена природа зимой, и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения, как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины. (Слайды 7,8).


Звучит музыка Вивальди «Зима».

Ведущий 1 Подлинными шедеврами являются стихотворения русских поэтов, посвящённые зиме.

(3 ученик стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимой»)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой .

(4 ученик читает стихотворение С. А. Есенин "Берёза")

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий 2 Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Ведущий 3. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

(Слайды 8,9,10,11).Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны.


Ведущий 1. Картины рассказывают нам о нежном цветении кустов, первой зелени, свежести весеннего дня.

Ведущий 2. Весна вдохновляла и поэтов.

(5 ученик читает стихотворение Е. Баратынского «Весна,весна! Как воздух чист!»)

Охранять природу-значит охранять Родину

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

О какой планете говорится в стихотворении?

Чем наша планета отличается от других?

На нашей планете есть место, где живём только мы, назовите его. Город Борисоглебск . Это наша Родина. Многие здесь родились, К. Паустовский, замечательный наш писатель сказал «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».

2.Песня «Здесь идут грибные дождики»

3.Монтаж (А.Прокофьев)

1.Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя

Может этим и манит

Человека земля?

2. Иль берёзкой кудрявой

Нескупой на слова?

Или явором-

Явор всем лесам голова!

3.Иль плясуньей калиной

Что серёжкой трясёт?

Или первой травинкой,

Пробивающей лёд?

4.Чтож, Земля привлекает

Или этим, иль тем

В суть вопроса вникая,

Я так думаю всем.

5.И рябины кустами

И лужком заливным

И грибными дождями,

И дождём не грибным.

6. Первой звонкой капелью

И росой на устах

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах

7.И родными местами-

Где ты жил, где ты был.

И цветами, цветами-

Чуть о них не забыл!

8. Манят волею реки

И раздольем поля.

Не обманет вовеки

Человека земля

4.Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте, о чём пишет нам поэт С.Викулов.

Услышу ль сосен шум в последний час

Журчанье струй средь камешек у брода

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна,по имени Природа

У ней для всех хватает доброты

И мы живём, запечатлев на веки

В душе её прекрасные черты:

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть-

Вода, земля и воздух-

Три её основы.

Какая бы не грянула беда-

Всё возродится снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем, что это «если» значит.

О человек!

Природа мать ни рек и ни морей

От глаз своих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озёр…

Цени её доверие, природы

Не обмани её

И в тёмный лес входи

Как в храм, под мраморные своды.

2. Основная часть.

1. Викторина о лесе, его растениях и обитателях.

А ведь лесу человек обязан многим.

Чем же именно дорог нам лес?

Лес-наше богатство!

Лес-воздух для лёгких, влага и тень!

Лес-дом для зверей и птиц!

Лес-кладовая с орехами, ягодами, грибами.

Лес-зелёный наряд нашей планеты!

Пожар в лесу

Ведущий. Поэту Глебу Грабовскому пришлось назвать своё стихотворение «Мёртвый лес».

Пожар отклокотал.

И умер, умер лес, отзеленел.

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял как братская могила

Безрукий безволосый лес.

что ни пихта-иссякла сила.

И что не лиственница-крест.

Я уходил из этой жути.

С большой тревогой за людей.

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек. Злодей! Злодей!

Почему стихотворение получило такое название?

Что вызывает лесные пожары?

О реках

Ребята поговорим о реках нашего края. Какие реки протекают в нашем городе? Они небольшие, но полны жизни. Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова.

Река живёт.

Смотришь на реку

Кажется в ней нет ни малявок ни окуней.

Только бежит голубая вода

Петляя по лугу не зная куда.

Но если поглубже в неё заглянуть.

С маской и трубкой тихонько нырнуть,

Сразу увидишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак.

Налим под колоду забрался,

А это огромная щука плывёт как ракета;

У кручи подмытой на дне хрящеватом

Ходят лещи, шириною с лопату.

В затоне лини копошатся в грязи

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камышами,

Мелькают густёрки, уклейки, ерши.

Вместе

Река ведь не просто течёт и течёт

Она интересною жизнью живёт.

Но не все, к сожалению, по настоящему любят и берегут природные сокровища-леса, поля, реки и живых её обитателей.

С. Викулов

Послушай!

Речушка вдоль околицы текла негромкая,

Но мы любили,дети, её.

Она ведь первою была для нас.

А значит лучшею на свете.

Теперь в ней всякий хлам,

И ржавь. И слизь,

И хвощ болотный вылез,

Как будто люди целью задались

Убить её и своего добились.

Ведущий.В мире всё взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Знаете ли вы что:

1.Каждая сова уничтожает за один только год1000 грызунов. Если учесть, что

Каждая мышь может съесть около1 килограмма зерна, то значит, сова спасает в год1 тонну хлеба.

2.У кукушки необыкновенный аппетит. За 1 час она может съесть100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка появилось огромное количество насекомых-вредителей, она расправится с ними за несколько дней.

3.Летучие мыши приносят огромную пользу. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров.Летучая мышь весит всего7-8 граммов, но за час ночной охоты она поправляется на грамм и может съесть 160-170 комаров.

4.краствый цветок –ландыш. У него нежный запах. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стеблей добывают масла для духов. Но « ягоды» ландыша ядовиты. Ландыш живёт 21 год, а цветёт только2-3 раза.Его надо беречь.

Красная книга

Ведущие: Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплёта у неё – красный. Это цвет опасности, тревоги, предупреждения. Он как сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Спасение их невозможно без особых мер: запрета охоты, охрана заповедников. Первая красная книга была создана в 1948 году.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько не брать у неё всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили. Истребили туров, морских коров. Некоторые находятся на грани исчезновения: зубры, бобры, выхухоли, ландыши, жук-олень.

(Заповедники)

Песня «Раненая птица».

3.Заключение

Ведущие: И в заключении нашего экологического праздника мы делаем вывод о том, что в мире все важны и нужны.

Про всех на свете (Б. Заходер)

Все-все, все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников-злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки плохие делишки!

И если мы с кем то не очень дружны-

Мы всё таки очень друг-другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все, все на свете

На свете нужны!

И это все люди(дети)

Запомнить должны!

Ведущие: Природа-наше богатство. И беречь его для последующих поколений- наш долг и задача. Вдумайтесь в содержание призыва к вам М.М. Пришвина. « Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В леса, степях, горах живут разные ценные животные-будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице воздух, зверю лес, степи, А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину.

Песня о Родине.

Альбина Ахметзянова
Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям»

Сценарий проведения Литературной гостиной для воспитанников средней, старшей, подготовительной групп «Писатели и поэты о природе детям Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №263 г. Уфы А. Х. Ахметзянова

Цель и задачи мероприятия : Приурочить данное мероприятие году литературы . Реализация решения педагогического совета на тему : «Природа родного края – главное средство экологического образования». Показать образцы исполнения художественного слова воспитанникам в исполнении педагогов. Продолжать знакомить детей с произведениями Х. С. и их авторами-поэтами и писателями , классиками и современниками русской и башкирской поэзии и прозы. Тех, кто писал про природу , ее красоте, сезонных изменениях (весна, величии и многообразии родного края -России и Башкортостана, бережном отношении ко всему на планете Земля. Формировать предпосылки к правильному, культурному восприятию художественного слова в исполнении других людей. Воспитывать интерес к художественной литературе , музыке, истории, природе родному краю и его людям. Создавать условия (возможности) для размышления, побуждать к ответам на поставленные вопросы. Действовать в большом, разновозрастном коллективе.

Активизировать педагогов в использовании различных форм проведения образовательной деятельности, объединенных одной темой. Тренировать навыки чтения произведений наизусть, используя средства интонационной выразительности. Развивать творческие способности педагогов и воспитанников.

Используемые средства, среда : Мультимедийное оборудование для показа презентаций, аудиозапись музыки, Фотоаппарат.

Место проведения и условия : Музыкальный зал, (стулья расставленны в виде арены или в концертном зале) .

Ведущий старший воспитатель : Добрый День, Уважаемые гости литературной гостиной . Я рада видеть всех вас.

Ребята, а кто знает, 2015 год каким годом объявлен? (Годом литературы ) . Наше мероприятие посвящено Литературе и природе нашей необъятной Родины.

Сегодня, вы услышите стихотворения, песни о природе в исполнении наших педагогов –воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФК.

Ребята, скажите какое сейчас время года (Да, Весна) . Весной природа пробуждается от зимы. Прилетают птицы с теплых стран. Просыпаются звери, насекомые, растения, солнышко ярче и теплее светит и вот об этом нам прочитает стихотворение Плещеева

«Уж тает снег …» Л. Н. Николаева. А кто мне скажет, какой сейчас месяц?

(Май) А вы знаете, что это время, месяц называют – поздней весной. А что происходит в природе поздней весной ? У животных появляются детеныши, Цветут сады,. О том как цветет черемуха нам прочитает стихотворение Сергея Есенина Л. В. Зимина, оно так и называется «Черемуха» . Наверно вы немного устали сидеть, поэтому я вам предлагаю провести физминутку про деревья. (проводит инструктор по ФК Романова М. М.)

Еще в Мае распускаются цветы. Какие цветы распускаются в садах, полях и в лесу? Назовите их.

(Ландыши, подснежники, тюльпаны ит. д) Да,правильно. Как называют эти цветы? Послушайте об этом стихотворение поэта С . Дрожжина (читает ст. воспитатель)

Распустились почки, лес зашевелился

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я вам,Ребята хочу загадать загадку, а вы ее отгадайте.

На дереве в лукошке

Подрастают крошки (птенцы в гнезде,

а каких перелетных птиц вы знаете? (Жаворонок, Соловьи, Журавли, Скворцы) А вы знаете еще загадки про птиц? Тогда загадывайте. Вот об одном друге певце - скворце нам поведает С. К. Кокорева, стихотворение написал башкирский поэт

Абдулхак Игибаев «Мой друг скворец» (показ Презентации)

В народе говорят : «Май леса наряжает. Лето в гости ожидает » . Г. Р. Сабурова прочитает стихотворение о том как к нам спешит лето-«Лето,выходи!» Степанов.

Повсюду весна, скоро лето, где-то уже совсем тепло, где-то идут дожди, а где-то только начал таять снег. Наша Россия –большая страна и везде разная погода. А вот народ много придумал потешек, песенок, закличек о весенней погоде и природе . Какие вы знаете(2-3)

Давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Веснянка» на слова Народной песенки. Смотрите все на меня и повторяйте за мной. (Стоя возле стульев)

А уж ясно солнышко Поднимает руки на верх

Припекло Припекло Машет кистями рук вверху

И повсюду золото Раздвигает руками в сторону, притопывая

Разлило Разлило

Ручейки по улице Поочередно руки двигаются волной, то права рука, то левая

Все журчат,все журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят. Машет руками, как крыльями

Какая большая и любимая наша страна! А какая природа у нас – красивая . Еще какая?

Вот об этом давайте послушаем стихотворение «Мир живой» Людмилы Яцура в исполнении М. М. Романовой.

Скажите, ребята, а у нас в Башкортостане тоже весна (конечно) .А вы знаете,что наша Республика богата медом,а кто добывает мед и когда? Правильно, вот уже проснулись неутомимые труженики –пчелы, а стихотвокение Радифа Тимершина, так и называется и прочтет его Р,С. Галиева.

Ребята, Я уверена, вы все любите природу . А как вы ее любите? Что для этого делаете?

Давайте послушаем стихотворение «Не мусорьте в лесу!» прочитает его Г. А. Бабкина.

Наши музыкальные руководители тоже приготовили свое выступление. Давайте их поприветствуем. Сейчас вам споет песню на слова муз. музыкальный руководитель Е. В. Голкова «Не дразните собак» . Понравилась вам песня? О чем в ней пелось?

Очень отрадно, что вы ребята знает, как нужно беречь и охранять нашу природу . Скажите, пожалуйста. как называется наша планета. (Земля) Вот и стихотворение которое исполнит Р. Р. Юрмашева так и называется «Наша планета» , а написал его Аким .

Вот и подошел к концу наш литературный вечер . Вам понравилось? Вот и хорошо. Мы много прочитали стихотворений о Весне, природе и о том , что надо ее беречь, любить и охранять. Давайте напоследок станцуем танец под песню «Весна пришла» , выходите все в зал и смотрите на музыкального руководителя Т. К. Кочнева, она поможет нам танцевать. На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. До новых встреч дорогие друзья!

Публикации по теме:

По традиции, после Осенних праздников, в нашем детском саду мы проводим музыкально-литературную гостиную. Каждый раз появляются новые идеи,.

Сценарий литературной гостиной Литературная гостиная Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

Сценарий праздника «Башкирские поэты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №162 Музыкально-литературная композиция,.

Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа) Сценарий литературного вечера поэзии "поэты -детям " подготовительная группа ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания о творчестве детских.


Close