Напрасно ты так поступаешь, одевая нищих, сам, будучи нищим.

Однажды она вошла в свою житницу, в которой на весь год заготовлен был хлеб, и нашла ее пустою: Вонифатий, сын ее, тайно раздал все нищим, и начала мать плакать, ударяя себя по лицу и восклицая:

Горе мне, где я возьму пищи на весь год, и чем буду кормить себя и семью свою?

Вонифатий, придя к ней, начал утешать ее, когда же и после сильного плача не мог успокоить ее речами, то стал умолять ее выйти на время из житницы. Когда мать вышла, Вонифатий, затворив дверь в житнице, упал на землю и стал молиться Богу, - и тотчас житница наполнилась пшеницею. Вонифатий, возблагодарив Бога, призвал свою мать, когда она увидала житницу полною хлеба, то утешилась и прославила Бога. С того времени она не запрещала более сыну раздавать нищим сколько он хочет, так как видела в нем столь великую веру, по которой он не беднеет от подаяния и, сколько сам попросит у Бога, получает. Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица, причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору. Сожалея об огорчении матери, он побежал в храм, пал на землю и в молитве жаловался перед Богом на лисицу, говоря:

Господи, неужели благоугодно тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!

После молитвы Вонифатий возвратился домой и увидал ту же самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту похищенную птицу, она пустила ее живою перед Вонифатием, а сама тотчас издохла. Так Бог слушает надеющихся на Него и в малых вещах, имея о нас великое промышление, чтобы мы, получая от Него малое, надеялись получить, по возможности, и большее.

Святой Вонифатий был впоследствии поставлен епископом в городе Ферентине 4 , и об его многих чудесах повествует, пресвитер Гавденций, который был слугою святого и видел своими глазами все совершаемое им. Ферентийская епископия находилась в большой бедности, которая людям благочестивым служит охранительницей смирения; епископ не имел на свое пропитание никакого церковного имущества, кроме одного дохода с виноградника, принадлежавшего церкви. Однажды был большой град и побил все лозы с ягодами, так что осталось лишь немного кистей винограда на некоторых лозах. Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и начал благодарить Бога, что в такой своей бедности начал терпеть еще большую нищету. Когда же наступило время созревания винограда, Вонифатий, по обыкновению, поставил сторожа и повелел оставшиеся кисти винограда бдительно охранять. В один день он велел пресвитеру Констанцию, своему внуку, вымыть все имевшиеся в епископском доме сосуды для вина и по обычаю засмолить. Пресвитер, услышав это, весьма удивился тому, что он, не имея вина, приказывает приготовить винные сосуды. Не осмеливаясь спросить, для чего нужно готовить сосуды, но, исполняя приказание, он сделал все по обычаю. Вонифатий, войдя в виноградник и собрав кисти винограда, снес их в точило 5 и повелел всем оттуда выйти, а сам остался с одним отроком, которому велел все эти немногочисленные кисти выжать в точиле. Когда вино понемногу начало течь из точила, святой взял его в сосуд, и разлил понемногу во все приготовленные кувшины, чтобы благословить их, разделив все вино так, что сосуды едва омочились вином. Таким образом, Вонифатий благословил все сосуды, призвал пресвитера и велел созвать нищих, чтобы по обычаю пришли и взяли нового вина, находящегося в сосудах. Тогда вино в точиле начало умножаться, так что все принесенные сосуды нищих наполнились. Святой, видя, что всем пришедшим достало вина, велел отроку выйти из точила, хранилище же с вином затворил, приложил печать и ушел в церковь. Через три дня Вонифатий призвал пресвитера Констанция и, помолившись, отворил дверь в винное хранилище, и увидел, что все сосуды и кувшины, в которые для благословения понемногу было налито вина, переполнены пенистым вином, так что оно лилось, через края, даже земля напиталась вином, и если бы епископ немного замедлил войти в хранилище, то вся бы земля была покрыта вылившимся вином. Когда пресвитер, видя это, весьма удивился, то святой запретил ему говорить кому-либо об этом, боясь и избегая суетной человеческой славы. В другой раз, когда праздновалась память святого мученика Прокла 6 , один благородный муж из того же города, по имени Фортунат, просил святого Вонифатия, по совершении службы святому мученику, придти в дом его и преподать благословение, святой не отказал ему, потому что Фортунат просил его об этом с верою и истинною любовью. Вонифатий, совершив Божественную службу, пришел на трапезу к Фортунату. Прежде чем он по обычаю помолился перед трапезою, один из скоморохов стал перед дверями с обезьяною и заиграл на кимвалах 7 . Святой, услышав звуки кимвал, рассердился и сказал:

Увы, мертв, есть сей нечестивец, поистине мертв, я пришел обедать и еще не успел открыть уста для обычного восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел с обезьяною и заиграл на кимвалах!

При этом он присовокупил:

Пойдите, дайте ему есть и пить, но знайте, что он мертв.

Нечестивый же тот человек, взяв хлеб и вино, хотел было выйти из ворот, но тотчас же большой камень сзади внезапно упал и ударил его по голове, скоморох упал на землю и полумертвым был отнесен на руках в свой дом, а на другой день, как предсказал святой, умер. Так должно благоговеть перед святыми угодниками Божиими и почитать их, ибо они суть храмы Божии и Бог пребывает в них. Когда святой прогневается, вместе с ним гневается и живущий в нем Бог, и тогда святой может одним словом покарать оскорбившего его. В другой раз тот же пресвитер Констанций, внук святого, продал своего коня за двадцать золотых монет, и, положив их в ковчежец 8 , ушел по своему делу. Неожиданно случилось, что много нищих пришли к епископу и с назойливостью приставали к нему, прося чем-нибудь помочь им. Святой, не имея ничего, чтобы дать им, скорбел в душе, не желая отпустить нищих без помощи, вспомнив же про деньги Констанция, взятые за коня, пошел в комнату, где был его ковчежец, и, благословные ради вины, открыл его, взял золотые монеты и отдал их бедным. Когда пресвитер возвратился и увидел ковчежец открытым, и не нашел в нем денег, то сильно оскорбился, поднял большой шум и стал с гневом кричать:

Невозможно мне жить здесь!

Все у тебя живут хорошо, один я не имею места и не могу пожить спокойно, отдай мне мои деньги и я уйду от тебя.

Епископ пошел в храм Пречистая Богородицы, надел на себя фелонь 9 и, подняв кверху руки и возведя глаза к небу, молился, чтобы Господь послал ему откуда-нибудь столько золотых монет, сколько он взял у пресвитера, чтобы отдать их ему и смягчить гнев его. Святой, молясь, обратил глаза на себя и увидел на фелони внезапно явившиеся двадцать золотых монет, которые лежали между рук, поднятых кверху, и так блестели, как будто только что были сделаны и вынуты из огня. Возблагодарив Бога, епископ вышел из церкви и бросил деньги на одежду гневающемуся пресвитеру, сказав:

Вот, возьми деньги, о которых ты скорбел, и да будет тебе известно, что по смерти моей за свою скупость ты не будешь епископом этой церкви!

Действительно, так и было: пресвитер для того и деньги копил, чтобы получить епископство, но слово, сказанное Божиим человеком, не бывает тщетно, и Констанций окончил свою жизнь в пресвитерском сане.

Некогда два готфянина шли в город Равенну 10 и, как странники, с любовию были приняты святым Вонифатием в епископском доме. Когда они уходили, Вонифатий, провожая их, сам налил вина в деревянный сосуд и дал им на дорогу в знак благословения. Сосуд был мал, так что вина должно было хватить только на один обед. Они взяли и ушли, и в потребное время пили вино из этого сосуда, и, однако, вино в сосуде нисколько не убавлялось, и сосуд всегда оставался полным. Пробью несколько дней в Равенне, странники возвратились назад и пришли опять к святому, благодаря его за благословение, и принесли ему сосуд с тем же вином, извещая, что во всю дорогу нигде другого вина не пили, однако вино в сосуде все-таки не истощилось.

Не должно умолчать и о том, что рассказывает один из клириков той страны, муж честный.

Никогда святой Вонифатий, - говорит клирик, - вошел в свой виноградник и увидел такое множество гусениц, что весь виноградник был покрыт ими, и вся зелень должна была погибнуть. И сказал святой гусеницам: заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы, и тотчас все множество гусениц, по слову угодника Божия, вышло из виноградника, так что не осталось ни одной.

Господь Бог, прославляющий святых Своих и исполняющий желание боящихся Его, да будет и Сам прославляем в них во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Святой Вонифатий Милостивый жил в VI в.

2 Туския - иначе Этрурия - древняя область средней Италии, расположенная между Тирренским морем и Аппенинскими горами, на севере от Рима.

3 Хитон - греческое название нижней одежды (рубашки), у восточных народов свита или свитка - верхняя, простая, грубая одежда.

4 Ферентин - город в древней Этрурии, в Италии, ныне развалины Ференто.

5 Точило - яма, в которой давили созревший виноград для приготовления вина из его сока, давили виноград или посредством особого снаряда, или же просто ногами.

7 Кимвал - древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки, посреди которой прикреплялись ремень или веревка для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего и получался звук.

8 Ковчежец - ящик небольшого размера.

9 Фелонь - одно из священнических облачений, риза. В древности фелонь надевалась при совершении богослужений, как священниками, так и епископами. Ныне в нее облачаются лишь одни пресвитеры.

10 Равенна - город с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Аппенинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры Западной Римской империи, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание. Равенна существует доселе и представляет главный цветущий город Итальянской области того же имени.

Молитва

Святителю Вонифатию Милостивому, епископу Ферентийскому

Тропарь, глас 4-й

Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./Отче священноначальниче Вонифатие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

Кондак, глас 2-й

Божественный гром, труба духовная,/веры насадителю и отсекателю ересей,/Троицы угодниче,/великий святителю Вонифатие,/со ангелы предстоя присно,/моли непрестанно о всех нас.

Молитва

О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положити в точиле и позвати нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа.


Вонифатий Милостивый, Ферентийский

Святой Вонифатий (1) был родом из Тускийской области (2) в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим: когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, то он снимал с себя одежду и одевал ею нагого; посему приходил он домой то без хитона, то без свиты (3), и мать его, сама бывшая бедной вдовой, часто сердилась на него и говорила:
— Напрасно ты так поступаешь, одевая нищих, сам будучи нищим.

Однажды она вошла в свою житницу, в которой на весь год заготовлен был хлеб, и нашла ее пустою: Вонифатий, сын ее, тайно раздал все нищим; и начала мать плакать, ударяя себя по лицу и восклицая:
— Горе мне, где я возьму пищи на весь год, и чем буду кормить себя и семью свою?
Вонифатий, пришедши к ней, начал утешать ее; когда же и после сильного плача не мог успокоить ее речами, то стал умолять ее выйти на время из житницы. Когда мать вышла, Вонифатий, затворив дверь в житнице, упал на землю и стал молиться Богу, — и тотчас житница наполнилась пшеницей. Вонифатий, возблагодарив Бога, призвал свою мать; когда она увидела житницу полною хлеба, то утешилась и прославила Бога. С того времени она не запрещала более сыну раздавать нищим, сколько он хочет, так как видела в нем столь великую веру, по которой он не беднеет от подаяния и, сколько сам попросит у Бога, получает.

Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица, причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору. Сожалея об огорчении матери, он побежал в храм, пал на землю и в молитве жаловался пред Богом на лисицу, говоря:
— Господи, неужели благоугодно тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!

После молитвы Вонифатий возвратился домой и увидал ту же самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту похищенную птицу; она пустила ее живою пред Вонифатием, а сама тотчас издохла. Так Бог слушает надеющихся на Него и в малых вещах, имея о нас великое промышление, чтобы мы, получая от Него малое, надеялись получить, по возможности, и большее.
Святой Вонифатий был впоследствии поставлен епископом в городе Ферентине (4), и об его многих чудесах повествует пресвитер Гавденций, который был слугою святого и видел своими глазами все совершаемое им. Ферентийская епископия находилась в большой бедности, которая людям благочестивым служит охранительнецей смирения; епископ не имел на свое пропитание никакого церковного имущества, кроме одного дохода с виноградника, принадлежавшего церкви. Однажды был большой град и побил все лозы с ягодами, так что осталось лишь немного кистей винограда на некоторых лозах. Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и начал благодарить Бога, что в такой своей бедности начал терпеть еще большую нищету. Когда же наступило время созревания винограда, Вонифатий, по обыкновению, поставил сторожа и повелел оставшиеся кисти винограда бдительно хранить. В один день он велел пресвитеру Констанцию, своему внуку, вымыть все имевшиеся в епископском доме сосуды для вина и по обычаю засмолить. Пресвитер, услыхав это, весьма удивился тому, что он, не имея вина, приказывает приготовить винные сосуды. Не осмеливаясь спросить, для чего нужно готовить сосуды, но, исполняя приказание, он сделал все по обычаю. Вонифатий, войдя в виноградник, снес их в точило (5) и повелел всем оттуда выйти, а сам остался с одним отроком, которому велел все эти немногочисленные кисти выжать в точиле. Когда вино понемногу начало течь из точила, святой взял его в сосуд, и разлил по небольшой части во все приготовленные кувшины, чтобы благословить их, разделив все вино так, что сосуды едва омочились вином. Таким образом, Вонифатий благословил все сосуды, призвал пресвитера и велел созвать нищих, чтобы по обычаю пришли и взяли нового вина, находившегося в сосудах. Тогда вино в точиле начало умножаться, так что все принесенные сосуды нищих наполнились. Святой, видя, что всем пришедшим достало вина, велел отроку выйти из точила; хранилище же с вином затворил, приложил печать и ушел в церковь. Через три дня Вонифатий призвал пресвитера Констанция, и, помолившись, отворил дверь в винное хранилище, и увидал, что все сосуды и кувшины, в которые для благословения понемногу было налито вина, переполнены пенистым вином, так что оно лилось через края, даже земля напиталась вином, и если бы епископ немного замедлил войти в хранилище, то вся бы земля была покрыта вылившимся вином. Когда пресвитер, видя это, весьма удивился, то святой запретил ему говорить кому-либо об этом, боясь и избегая суетной человеческой славы.

В другой раз, когда праздновалась память святого мученика Прокла (6), один благородный муж из того же города, по имени Фортунат, просил святого Вонифатия, по совершении службы святому мученику, прийти в дом его и преподать благословение; святой не отказал ему, потому что Фортунат просил его об этом с верою и истинною любовью. Вонифатий, совершив Божественную службу, пришел на трапезу к Фортунату. Прежде чем он по обычаю помолился пред трапезою, один из скоморохов стал пред дверями с обезьяною и заиграл на кимвалах (7). Святой, услышав звуки кимвал, рассердился и сказал:
— Увы, мертв есть сей нечестивец, поистине мертв; я пришел обедать и еще не успел открыть уста для обычного восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел с обезьяной и заиграл на кимвалах!

При этом он присовокупил:
— Пойдите, дайте ему есть и пить, но знайте, что он мертв.
Нечестивый же тот человек, взяв хлеб и вино, хотел было выйти из ворот, но тотчас же большой камень сзади внезапно упал и ударил его по голове; скоморох упал на землю, и полумертвым был отнесен на руках в свой дом, а на другой день, как предсказал святой, умер. Так должно благоговеть пред святыми угодниками Божьими и почитать их, ибо они суть храмы Божии и Бог пребывает в них. Когда святой прогневается, вместе с ним гневается и живущий в нем Бог, и тогда святой может одним словом покарать оскорбившего его.

В другой раз тот же пресвитер Констанций, внук святого, продал своего коня за 20 золотых монет, и, положив их в ковчежец (8), ушел по своему делу. Неожиданно случилось, что много нищих пришли к епископу и с назойливостью приставали к нему, прося чем-нибудь помочь им. Святой, не имея ничего, чтобы дать им, скорбел в душе, не желая отпустить нищих без помощи; вспомнив же про деньги Констанция, взятые за коня, пошел в комнату, где был его ковчежец, и, благословныя ради вины, открыл его, взял золотые монеты и отдал их бедным. Когда пресвитер возвратился и увидал ковчежец открытым и не нашел в нем денег, то сильно оскорбился, поднял большой шум и стал с гневом кричать:
— Невозможно мне жить здесь!

На его голос сошлись все бывшие в епископском доме, пришел и сам епископ и стал утешать его, уговаривая добрыми словами. Он же с досадой отвечал святому:
— Все у тебя живут хорошо, один я не имею места и не могу пожить спокойно, отдай мне мои деньги, и я уйду от тебя.

Епископ пошел в храм Пречистой Богородицы, надел на себя фелонь (9) и, подняв кверху руки и возведя глаза к небу, молился, чтобы Господь послал ему откуда-нибудь столько золотых монет, сколько он взял у пресвитера, чтобы отдать их ему и смягчить гнев его. Святой, молясь, обратил глаза на себя и увидел на фелони внезапно явившиеся двадцать золотых монет, которые лежали между рук, поднятых кверху, и так блестели, как будто только что были сделаны и вынуты из огня. Возблагодарив Бога, епископ вышел из церкви и бросил деньги на одежду гневающемуся пресвитеру, сказав:
— Вот, возьми деньги, о которых ты скорбел, и да будет тебе известно, что по смерти моей за свою скупость ты не будешь епископом этой церкви!
Действительно, так и было: пресвитер для того и деньги копил, чтобы получить епископство, но слово, сказанное Божиим человеком, не бывает тщетно, и Констанций окончил свою жизнь в пресвитерском сане.

Некогда два готфянина шли в город Равенну (10) и, как странники, с любовью были приняты святым Вонифатием в епископском доме. Когда они уходили, Вонифатий, провожая их, сам налил вина в деревянный сосуд и дал им на дорогу в знак благословения. Сосуд был мал, так что вина должно было хватить только на один обед. Они взяли и ушли, и в потребное время пили вино из этого сосуда; и однако вино в сосуде нисколько не убавлялось, и сосуд всегда оставался полным. Пробывши несколько дней в Равенне, странники возвратились назад и пришли опять к святому, благодаря его за благословение, и принесли ему сосуд с тем же вином, извещая, что во всю дорогу нигде другого вина не пили, однако вино в сосуде все таки не истощилось
Не должно умолчать и о том, что рассказывает один из клириков той страны, муж честный.

— Некогда святой Вонифатий, — говорит клирик, — вошел в свой виноградник и увидел такое множество гусениц, что весь виноградник был покрыт ими, и вся зелень должна была погибнуть. И сказал святой гусеницам: заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы; и тотчас все множество гусениц, по слову угодника Божия, вышло из виноградника, так что не осталось ни одной.
Господь Бог, прославляющий святых Своих и исполняющий желание боящихся Его, да будет и Сам прославляем в них во веки. Аминь.
__________________________________
(1) Святой Вонифатий Милостивый жил в VI в.
(2) Туския – иначе Этрурия – древняя область средней Италии, расположенная между Тирренским морем и Аппенинскими горами; на севере от Рима.
(3) Хитон – греческое название нижней одежды (рубашки) у восточных народов, — свита или свитка – верхняя, простая, грубая одежда.
(4) Ферентин – город в древней Этрурии, в Италии, ныне развалины Ференто.
(5) Точило – яма, в которой давили созревший виноград для приготовления вина из его сока; давили виноград или посредством особого снаряда, или же просто ногами.
(6) Память святого мученика Прокла празднуется Церковью июля 12-го дня.
(7) Кимвал – древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки, посреди которой прикреплялись ремень или веревка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего и получался звук.
(8) Ковчежец – ящик небольшого размера.
(9) Фелонь – одно из священнических облачений, риза. В древности фелонь надевалась при совершении богослужений, как священниками, так и епископами. Ныне в нее облачаются лишь одни пресвитеры.
(10) Равенна – город с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Аппенинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры Западной Риской империи, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание.

СВЯТИТЕЛЬ ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ, ФЕРЕНТИЙСКИЙ, ЕПИСКОП

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВОНИФАТИЯ МИЛОСТИВОГО

Свя-той Во-ни-фа-тий Ми-ло-сти-вый жил в VI, он был ро-дом из Тус-кий-ской об-ла-сти в Ита-лии. Он еще с дет-ства от-ли-чал-ся лю-бо-вью к ни-щим, ко-гда ему при-хо-ди-лось уви-деть ко-го-ни-будь раз-де-тым, то он сни-мал с се-бя одеж-ду и оде-вал ею на-го-го, по-се-му при-хо-дил он до-мой то без хи-то-на, то без сви-ты, и мать его, са-ма быв-шая бед-ной вдо-вой, ча-сто сер-ди-лась на него и го-во-ри-ла:

– На-прас-но ты так по-сту-па-ешь, оде-вая ни-щих, сам бу-дучи ни-щим.

Од-на-жды она во-шла в свою жит-ни-цу, в ко-то-рой на весь год за-го-тов-лен был хлеб, и на-шла ее пу-стою: Во-ни-фа-тий, сын ее, тай-но раз-дал все ни-щим, и на-ча-ла мать пла-кать, уда-ряя се-бя по ли-цу и вос-кли-цая:

– Го-ре мне, где я возь-му пи-щи на весь год и чем бу-ду кор-мить се-бя и се-мью свою?

Во-ни-фа-тий, при-дя к ней, на-чал уте-шать ее, ко-гда же и по-сле силь-но-го пла-ча не мог успо-ко-ить ее ре-ча-ми, то стал умо-лять ее вый-ти на вре-мя из жит-ни-цы. Ко-гда мать вы-шла, Во-ни-фа-тий, за-тво-рив дверь в жит-ни-це, упал на зем-лю и стал мо-лить-ся Бо-гу, – и тот-час жит-ни-ца на-пол-ни-лась пше-ни-цею. Во-ни-фа-тий, воз-бла-го-да-рив Бо-га, при-звал свою мать, ко-гда она уви-да-ла жит-ни-цу пол-ною хле-ба, то уте-ши-лась и про-сла-ви-ла Бо-га. С то-го вре-ме-ни она не за-пре-ща-ла бо-лее сы-ну раз-да-вать ни-щим сколь-ко он хо-чет, так как ви-де-ла в нем столь ве-ли-кую ве-ру, по ко-то-рой он не бед-не-ет от по-да-я-ния и, сколь-ко сам по-про-сит у Бо-га, по-лу-ча-ет. Мать Во-ни-фа-тия име-ла в сво-ем до-ме кур, ко-то-рых по-хи-ща-ла ли-си-ца, при-чи-няя тем убы-ток бед-ной вдо-ве. Од-на-жды от-рок Во-ни-фа-тий, стоя у сво-их две-рей, уви-дал, как ли-си-ца по обык-но-ве-нию при-шла, по-хи-ти-ла пти-цу и убе-жа-ла в го-ру. Со-жа-лея об огор-че-нии ма-те-ри, он по-бе-жал в храм, пал на зем-лю и в мо-лит-ве жа-ло-вал-ся пе-ред Бо-гом на ли-си-цу, го-во-ря:

– Гос-по-ди, неуже-ли бла-го-угод-но те-бе, чтобы я не мог пи-тать-ся от тру-дов ма-те-ри? А вот, меж-ду тем, ли-си-ца при-хо-дит и по-хи-ща-ет пи-щу на-шу!

По-сле мо-лит-вы Во-ни-фа-тий воз-вра-тил-ся до-мой и уви-дал ту же са-мую ли-си-цу, при-шед-шую к ним на двор и при-нес-шую во рту по-хи-щен-ную пти-цу, она пу-сти-ла ее жи-вою пе-ред Во-ни-фа-ти-ем, а са-ма тот-час из-дох-ла. Так Бог слу-ша-ет на-де-ю-щих-ся на Него и в ма-лых ве-щах, имея о нас ве-ли-кое про-мыш-ле-ние, чтобы мы, по-лу-чая от Него ма-лое, на-де-я-лись по-лу-чить по воз-мож-но-сти и боль-шее.

Свя-той Во-ни-фа-тий был впо-след-ствии по-став-лен епи-ско-пом в го-ро-де Фе-рен-тине, и об его мно-гих чу-де-сах по-вест-ву-ет пре-сви-тер Гав-ден-ций, ко-то-рый был слу-гою свя-то-го и ви-дел сво-и-ми гла-за-ми все со-вер-ша-е-мое им. Фе-рен-тий-ская епи-ско-пия на-хо-ди-лась в боль-шой бед-но-сти, ко-то-рая лю-дям бла-го-че-сти-вым слу-жит охра-ни-тель-ни-цей сми-ре-ния, епи-скоп не имел на свое про-пи-та-ние ни-ка-ко-го цер-ков-но-го иму-ще-ства, кро-ме од-но-го до-хо-да с ви-но-град-ни-ка, при-над-ле-жав-ше-го церк-ви. Од-на-жды был боль-шой град и по-бил все ло-зы с яго-да-ми, так что оста-лось лишь немно-го ки-стей ви-но-гра-да на неко-то-рых ло-зах. Бла-жен-ный Во-ни-фа-тий, вой-дя в ви-но-град-ник, уви-дел, что все по-би-то, и на-чал бла-го-да-рить Бо-га, что в та-кой сво-ей бед-но-сти на-чал тер-петь еще боль-шую ни-ще-ту. Ко-гда же на-сту-пи-ло вре-мя со-зре-ва-ния ви-но-гра-да, Во-ни-фа-тий, по обык-но-ве-нию, по-ста-вил сто-ро-жа и по-ве-лел остав-ши-е-ся ки-сти ви-но-гра-да бди-тель-но охра-нять. В один день он ве-лел пре-сви-те-ру Кон-стан-цию, сво-е-му вну-ку, вы-мыть все имев-ши-е-ся в епи-скоп-ском до-ме со-су-ды для ви-на и по обы-чаю за-смо-лить. Пре-сви-тер, услы-шав это, весь-ма уди-вил-ся то-му, что он, не имея ви-на, при-ка-зы-ва-ет при-го-то-вить вин-ные со-су-ды. Не осме-ли-ва-ясь спро-сить, для че-го нуж-но го-то-вить со-су-ды, но ис-пол-няя при-ка-за-ние, он сде-лал все по обы-чаю. Во-ни-фа-тий, вой-дя в ви-но-град-ник и со-брав ки-сти ви-но-гра-да, снес их в то-чи-ло и по-ве-лел всем от-ту-да вый-ти, а сам остал-ся с од-ним от-ро-ком, ко-то-ро-му ве-лел все эти немно-го-чис-лен-ные ки-сти вы-жать в то-чи-ле. Ко-гда ви-но по-не-мно-гу на-ча-ло течь из то-чи-ла, свя-той взял его в со-суд и раз-лил по-не-мно-гу во все при-го-тов-лен-ные кув-ши-ны, чтобы бла-го-сло-вить их, раз-де-лив все ви-но так, что со-су-ды ед-ва омо-чи-лись ви-ном. Та-ким об-ра-зом, Во-ни-фа-тий бла-го-сло-вил все со-су-ды, при-звал пре-сви-те-ра и ве-лел со-звать ни-щих, чтобы по обы-чаю при-шли и взя-ли но-во-го ви-на, на-хо-дя-ще-го-ся в со-су-дах. То-гда ви-но в то-чи-ле на-ча-ло умно-жать-ся, так что все при-не-сен-ные со-су-ды ни-щих на-пол-ни-лись. Свя-той, ви-дя, что всем при-шед-шим до-ста-ло ви-на, ве-лел от-ро-ку вый-ти из то-чи-ла, хра-ни-ли-ще же с ви-ном за-тво-рил, при-ло-жил пе-чать и ушел в цер-ковь. Через три дня Во-ни-фа-тий при-звал пре-сви-те-ра Кон-стан-ция и, по-мо-лив-шись, от-во-рил дверь в вин-ное хра-ни-ли-ще, и уви-дел, что все со-су-ды и кув-ши-ны, в ко-то-рые для бла-го-сло-ве-ния по-не-мно-гу бы-ло на-ли-то ви-на, пе-ре-пол-не-ны пе-ни-стым ви-ном, так что оно ли-лось через края, да-же зем-ля на-пи-та-лась ви-ном, и ес-ли бы епи-скоп немно-го за-мед-лил вой-ти в хра-ни-ли-ще, то вся бы зем-ля бы-ла по-кры-та вы-лив-шим-ся ви-ном. Ко-гда пре-сви-тер, ви-дя это, весь-ма уди-вил-ся, то свя-той за-пре-тил ему го-во-рить ко-му-ли-бо об этом, бо-ясь и из-бе-гая су-ет-ной че-ло-ве-че-ской сла-вы. В дру-гой раз, ко-гда празд-но-ва-лась па-мять свя-то-го му-че-ни-ка Прок-ла, один бла-го-род-ный муж из то-го же го-ро-да, по име-ни Фор-ту-нат, про-сил свя-то-го Во-ни-фа-тия, по со-вер-ше-нии служ-бы свя-то-му му-че-ни-ку, прид-ти в дом его и пре-по-дать бла-го-сло-ве-ние, свя-той не от-ка-зал ему, по-то-му что Фор-ту-нат про-сил его об этом с ве-рою и ис-тин-ною лю-бо-вью. Во-ни-фа-тий, со-вер-шив Бо-же-ствен-ную служ-бу, при-шел на тра-пе-зу к Фор-ту-на-ту. Преж-де чем он по обы-чаю по-мо-лил-ся пе-ред тра-пе-зою, один из ско-мо-ро-хов стал пе-ред две-ря-ми с обе-зья-ною и за-иг-рал на ким-ва-лах. Свя-той, услы-шав зву-ки ким-вал, рас-сер-дил-ся и ска-зал:

– Увы, мертв есть сей нече-сти-вец, по-ис-ти-не мертв, я при-шел обе-дать и еще не успел от-крыть уста для обыч-но-го вос-хва-ле-ния Бо-га, как он пре-ду-пре-дил ме-ня, при-шел с обе-зья-ною и за-иг-рал на ким-ва-лах!

При этом он при-со-во-ку-пил:

– Пой-ди-те, дай-те ему есть и пить, но знай-те, что он мертв.

Нече-сти-вый же тот че-ло-век, взяв хлеб и ви-но, хо-тел бы-ло вый-ти из во-рот, но тот-час же боль-шой ка-мень сза-ди вне-зап-но упал и уда-рил его по го-ло-ве, ско-мо-рох упал на зем-лю и по-лу-мерт-вым был от-не-сен на ру-ках в свой дом, а на дру-гой день, как пред-ска-зал свя-той, умер. Так долж-но бла-го-го-веть пе-ред свя-ты-ми угод-ни-ка-ми Бо-жи-и-ми и по-чи-тать их, ибо они суть хра-мы Бо-жии и Бог пре-бы-ва-ет в них. Ко-гда свя-той про-гне-ва-ет-ся, вме-сте с ним гне-ва-ет-ся и жи-ву-щий в нем Бог, и то-гда свя-той мо-жет од-ним сло-вом по-ка-рать оскор-бив-ше-го его. В дру-гой раз тот же пре-сви-тер Кон-стан-ций, внук свя-то-го, про-дал сво-е-го ко-ня за два-дцать зо-ло-тых монет, и, по-ло-жив их в ков-че-жец, ушел по сво-е-му де-лу. Неожи-дан-но слу-чи-лось, что мно-го ни-щих при-шли к епи-ско-пу и с на-зой-ли-во-стью при-ста-ва-ли к нему, про-ся чем-ни-будь по-мочь им. Свя-той, не имея ни-че-го, чтобы дать им, скор-бел в ду-ше, не же-лая от-пу-стить ни-щих без по-мо-щи, вспом-нив же про день-ги Кон-стан-ция, взя-тые за ко-ня, по-шел в ком-на-ту, где был его ков-че-жец, и, бла-го-слов-ные ра-ди ви-ны, от-крыл его, взял зо-ло-тые мо-не-ты и от-дал их бед-ным. Ко-гда пре-сви-тер воз-вра-тил-ся и уви-дел ков-че-жец от-кры-тым, и не на-шел в нем де-нег, то силь-но оскор-бил-ся, под-нял боль-шой шум и стал с гне-вом кри-чать:

– Невоз-мож-но мне жить здесь!

На его го-лос со-шлись все быв-шие в епи-скоп-ском до-ме, при-шел и сам епи-скоп и стал уте-шать его, уго-ва-ри-вая доб-ры-ми сло-ва-ми. Он же с до-са-дой от-ве-чал свя-то-му:

– Все у те-бя жи-вут хо-ро-шо, один я не имею ме-ста и не мо-гу по-жить спо-кой-но, от-дай мне мои день-ги, и я уй-ду от те-бя.

Епи-скоп по-шел в храм Пре-чи-стыя Бо-го-ро-ди-цы, на-дел на се-бя фе-лонь и, под-няв квер-ху ру-ки и воз-ве-дя гла-за к небу, мо-лил-ся, чтобы Гос-подь по-слал ему от-ку-да-ни-будь столь-ко зо-ло-тых монет, сколь-ко он взял у пре-сви-те-ра, чтобы от-дать их ему и смяг-чить гнев его. Свя-той, мо-лясь, об-ра-тил гла-за на се-бя и уви-дел на фе-ло-ни вне-зап-но явив-ши-е-ся два-дцать зо-ло-тых монет, ко-то-рые ле-жа-ли меж-ду рук, под-ня-тых квер-ху, и так бле-сте-ли, как буд-то толь-ко что бы-ли сде-ла-ны и вы-ну-ты из ог-ня. Воз-бла-го-да-рив Бо-га, епи-скоп вы-шел из церк-ви и бро-сил день-ги на одеж-ду гне-ва-ю-ще-му-ся пре-сви-те-ру, ска-зав:

– Вот, возь-ми день-ги, о ко-то-рых ты скор-бел, и да бу-дет те-бе из-вест-но, что по смер-ти мо-ей за свою ску-пость ты не бу-дешь епи-ско-пом этой церк-ви!

Дей-стви-тель-но, так и бы-ло: пре-сви-тер для то-го и день-ги ко-пил, чтобы по-лу-чить епи-скоп-ство, но сло-во, ска-зан-ное Бо-жи-им че-ло-ве-ком, не бы-ва-ет тщет-но, и Кон-стан-ций окон-чил свою жизнь в пре-сви-тер-ском сане.

Неко-гда два гот-фя-ни-на шли в го-род Ра-вен-ну и, как стран-ни-ки, с лю-бо-вию бы-ли при-ня-ты свя-тым Во-ни-фа-ти-ем в епи-скоп-ском до-ме. Ко-гда они ухо-ди-ли, Во-ни-фа-тий, про-во-жая их, сам на-лил ви-на в де-ре-вян-ный со-суд и дал им на до-ро-гу в знак бла-го-сло-ве-ния. Со-суд был мал, так что ви-на долж-но бы-ло хва-тить толь-ко на один обед. Они взя-ли и ушли, и в по-треб-ное вре-мя пи-ли ви-но из это-го со-су-да, и, од-на-ко, ви-но в со-су-де ни-сколь-ко не убав-ля-лось, и со-суд все-гда оста-вал-ся пол-ным. Про-быв-ши несколь-ко дней в Ра-венне, стран-ни-ки воз-вра-ти-лись на-зад и при-шли опять к свя-то-му, бла-го-да-ря его за бла-го-сло-ве-ние, и при-нес-ли ему со-суд с тем же ви-ном, из-ве-щая, что во всю до-ро-гу ни-где дру-го-го ви-на не пи-ли, од-на-ко ви-но в со-су-де все-та-ки не ис-то-щи-лось.

Не долж-но умол-чать и о том, что рас-ска-зы-ва-ет один из кли-ри-ков той стра-ны, муж чест-ный.

– Неко-гда свя-той Во-ни-фа-тий, – го-во-рит кли-рик, – во-шел в свой ви-но-град-ник и уви-дел та-кое мно-же-ство гу-се-ниц, что весь ви-но-град-ник был по-крыт ими, и вся зе-лень долж-на бы-ла по-гиб-нуть. И ска-зал свя-той гу-се-ни-цам: за-кли-наю вас име-нем Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, уй-ди-те от-сю-да и не смей-те боль-ше есть этой тра-вы, и тот-час все мно-же-ство гу-се-ниц по сло-ву угод-ни-ка Бо-жия вы-шло из ви-но-град-ни-ка, так что не оста-лось ни од-ной.

Гос-подь Бог, про-слав-ля-ю-щий свя-тых Сво-их и ис-пол-ня-ю-щий же-ла-ния бо-я-щих-ся Его, да бу-дет и Сам про-слав-ля-ем в них во ве-ки. Аминь.


Молитва святому Вонифатию Милостивому.

О святой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена).

Молитва святому Вонифатию Милостивому

О святой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившися грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы бедных и убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

О святой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившися грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы бедных и убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь святому Вонифатию Милостивому

Тропарь, глас 4-й

Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./Отче священноначальниче Вонифатие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

Кондак, глас 2-й


Close