Наступление Нового 2012 года преподнесло белорусам очередной сюрприз – Указ № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (вступил в силу 17.01.2012г.), который внес существенные изменения в порядок льготного кредитования граждан на строительство «белорусской мечты» - собственного жилья.

Официальные источники характеризуют документ как «уточнение», однако некоторые эксперты считают, что более к нему подходит характеристика «ужесточение»: теперь построить квартиру на льготных условиях будет не так просто, как раньше. Некоторые категории граждан, которые до 6 января 2012 года могли претендовать на льготный кредит, теперь исключены из списка; норматив общей площади жилых помещений, подлежащих льготному кредитованию, для жителей Минска снижен.

Официальные лица неоднократно упоминали: одной из причин девальвационной весны 2011 года было и то, что льготное кредитование съедало львиную долю бюджета. Видимо, подписанный Указ должен поставить точку в безразмерных затратах государства на жилье для своих граждан.

На круглом столе, посвященном вопросам нового порядка льготного кредитования, Виктор Агеев, директор департамента кредитования населения ОАО «АСБ Беларусбанк», сообщил:

«Если сравнивать ранее действовавший указ №185 и новый №13, то в указе №185 было предусмотрено, что право на включение в списки на получение льготного кредита имели граждане, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые подпадали под категорию малообеспеченных. При этом были предусмотрены конкретные категории, которые имели право внеочередного включения в данные списки. В указе же №13 четко прописаны те категории граждан, которые имеют право на включение в списки на льготный кредит. В принципе, там практически отражены те категории, которые имели право на внеочередное включение в списки на льготный кредит в соответствии с указом №185. Но есть и небольшие корректировки. Добавились две новые категории: граждане, осуществляющие строительство в населенных пунктах, где проживают до 20 тыс. человек, и молодые семьи, воспитывающие двух несовершеннолетних детей на дату включения в списки на льготный кредит. Но указ №13 также предусматривает категории, которые имеют право на внеочередное включение в списки на льготный кредит».

Итак, теперь в соответствии с Указом на льготы от государства на строительство жилья имеют право:

  • военнослужащие;
  • проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (внеочередное право на получение льготного кредита);
  • проживающие в общежитиях не менее 10 лет, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений, в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь (внеочередное право);
  • граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы (внеочередное право);
  • заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (внеочередное право);
  • имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;
  • ветеранов боевых действий на территории других государств;
  • осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;
  • трудоспособных совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения социального пользования государственного жилого фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющих в пользовании жилого помещения государственного жилого фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м. и более (в г.Минске – 10 кв.м. и более) на одного человека;
  • совершеннолетних членов семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда;
  • совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;
  • талантливых молодых ученых, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь;
  • судей и прокурорских работников;
  • молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей.

Условия льготного кредита теперь таковы: срок погашения льготного кредита, выданного «Беларусбанком», не должен превышать 20 лет, в случае с многодетными семьями этот срок составит 40 лет. Кстати, им же придется платить самый низкий процент за пользование кредитом в течение всего срока погашения – всего 1% годовых исходя из суммы задолженности на дату предоставления документов в «АСБ Беларусбанк». Для военнослужащих – 5% годовых, у остальных категорий этот процент привязан к ставке рефинансирования, соответственно, может и, скорее всего, будет колебаться. Так, гражданам, проживающим и работающим в населенных пунктах с населением до 20 тыс. человек, льготный кредит обойдется в 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3 процентов годовых. Привязка к дате утверждения списков на получение кредитов, по мнению пресс-службы Президента РБ, «позволит уравнять условия для граждан-кредитополучателей, строящих жилые помещения в одном доме». Для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, – в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых. Остальные (как прописано в Указе, «категории граждан, указанных в абзацах третьем – шестнадцатом части первой подпункта 1.1 настоящего пункта») - в размере 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.

Перейти из одной категории в другую возможно. Так, семья, ставшая многодетной уже после заключения кредитного договора, получает все положенные кредитные бонусы: увеличивается срок погашения (до 40 лет) и устанавливается я процентная ставка в 1% годовых.


И, наконец, то, что более всего взволновало белорусов, которые только-только начали привыкать если не к «дореволюционным», то уж точно не «хрущевским» метражам: Указом установлены нормативы жилой площади, кредитуемой на льготных условиях. Теперь с господдержкой можно рассчитывать на: «20 кв. метров (в г.Минске – 15 кв. метров, а для многодетных семей – 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома – 30 кв. метров), а для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома, – 30 кв. метров (при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме – 44 кв. метра)». Если семья, подающая заявку на получение льготного кредита, располагает собственной недвижимостью или отчужденной в течение 3 лет (причем имеется в виду такая недвижимость по всей стране, а не только по месту жительства или строительства жилья), то при расчете кредита общая площадь, подлежащая кредитованию, устанавливается за вычетом общей площади этих жилых помещений. На практике это будет выглядеть так: допустим, в собственности имеется небольшая квартира (Минск), в которой на площади в 40 кв. метров прописаны 4 человека (не многодетная семья). При получении квартиры большей площади (к примеру, 60 кв. метров) в соответствии с данным Указом норматив льготно кредитуемой площади составит 20 кв. метров.

До вступления в силу Указа №13 норматив кредитуемой площади на одного человека в Минске составлял 20 кв. метров – теперь же, как очевидно, такая цифра реальна только для многодетной семьи. К слову, Указ вполне может стать хоть небольшим, но подспорьем в угасающей демографической ситуации в стране: льготные кредиты для многодетных семей, помимо вышеперечисленных преференций, государство поможет выплатить. Семьям с 3 несовершеннолетними детьми – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам, семьям с 4 и более несовершеннолетними детьми – 100%. Тем же семьям, в которых один из родителей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (второй и последующие дети), предоставляется отсрочка в погашении кредита на период получения данного пособия. В Указе есть масса моментов, которые если не выправят ситуацию с «квартирным вопросом», то хотя бы простимулируют какой-никакой, но рост населения.

17 апреля 2012 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 184, которым внесены изменения в Указ №13 о льготном кредитовании строительства жилья. Его суть сводится к следующему: все заключенные до вступления в силу Указа №13 льготные договоры будут осуществляться на условиях ранее действовавшего законодательства.

«Теперь в соответствии с изменениями Указа №13 все договоры, которые были заключены с «Беларусбанком» по льготному кредитованию, будут продолжать финансировать в соответствии с теми объемами стоимости объекта жилья, которые складываются в процессе строительства. Люди получат дополнительную финансовую поддержку для завершения уже начатого строительства квартир и индивидуальных жилых домов, а строительный комплекс сможет получить дополнительное финансирование, чтобы своевременно завершить строительство домов, возведении которых запланировано на текущий год», - прокомментировал начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Особенности оформления льготного кредита на строительство жилья в 2019 году отображены в законодательстве России. Зная их, можно с легкостью построить собственное жилье с минимальным капиталовложением.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Льготная программа кредитования позволяет некоторым гражданам России построить собственным жилой дом с минимальным вложением собственных средств. Для участия в программе необходимо знать о некоторых особенностях.

Главные сведения

Что это такое

Под определением “льготный кредит на строительство недвижимости” подразумевается кредит для граждан России, предоставляемый в государственном либо коммерческом банковском учреждении, начисляемые проценты по которому субсидируется государством.

Отличительной особенностью разновидности кредита принято считать лояльность к заемщикам, которые вправе самостоятельно выбирать наиболее оптимальный период погашения ссуды, в том числе и минимальный размер обязательного первоначального взноса.

Кто может претендовать

Законодательством РФ предусмотрено несколько категории граждан, имеющих право на участие государственной программы финансирования по низким процентным ставкам.

Любая из указанных категорий обязательно предоставляет установленный пакет документов с целью подтверждения возможности использования льготного кредитования и определенный уровень платежеспособности.

Какими нормативными актами регулируется

Льготное кредитование на строительство жилья регулируется многими законодательными актами РФ, а именно:

Указанные законы включают в себя все необходимые сведения для возможности принять участие в госпрограмме.

Как получить льготный кредит на строительство жилья

Механизм оформления льготного кредитования имеет вид:

  1. Соблюдение всех условий программы.
  2. Сбор необходимой документации.
  3. Обращение в уполномоченный орган.
  4. Получение подтверждающего сертификата на принятие участия.

На основании полученного сертификата участники обращаются в банк с целью оформления ипотечного займа. Договор ипотечного кредитования можно .

Условия предоставления

Доказать факт необходимости в улучшении своих условий проживания можно с легкостью. Нужно сравнить имеющуюся жилплощадь с установленными нормативами. В 2019 году законом установлены нормы.

Минимальная площадь:

При использовании муниципальной недвижимости, минимальная норма на 1 человека – 1- кв. метров.

Военнослужащим установлены иные нормативы:

От установленных нормативов отталкиваются банковские учреждения при одобрении ипотечного займа на льготных условиях. Каждой категории льготников установлены дополнительные условия.

Для молодых семей

Государственная программа “Молодая семья” предоставляет возможность получить субсидию от государства на возведение собственного жилья.

Граждане должны отвечать таким условиям:

  • наличие гражданства России;
  • наличие официального брака;
  • возраст каждого супруга меньше 35 лет;
  • обязательно нахождение на учете в качестве остро нуждающихся в улучшении своих условий проживания.

Дополнительно нужно подтверждать достаточный уровень платежеспособности. Важно помнить, что воспользоваться льготой можно только 1 раз .

В 2019 году ежемесячный доход семьи для возможности получения льготы должен быть не больше:

Законодательством РФ предусмотрена субсидия в размере:

Период формирования запроса и подачи документов – с января по конец июля. Заявку необходимо изначально подавать в местный муниципалитет. После одобрения запроса заявители будут включены в список участников госпрограммы.

Период рассмотрения запроса составляет 15 дней. Оповещение о решении заявители получают по почте. После положительного ответа отводится 1 месяц, в течении которого необходимо обратиться в местный орган самоуправления для получения сертификата.

Денежные средства по сертификату предоставляются только в следующем календарном году. Деньги перечисляются на расчетный счет в банке, с которого в дальнейшем оплачиваются работы подрядных организаций и погашается ипотечный кредита.

Молодая семья имеет право использовать материнский капитал с целью внесения первоначального взноса за ипотеку.

Многодетных

Государственная программа “Жилище” для многодетных семей действует во всех регионах России и выражается в различных подпрограммах. Программа дает возможность для многодетных семей (при наличии 3 и больше детей) оформить субсидию для ИЖС.

Деньги направляются на оплату по соглашению подряда либо погашение ипотечного займа. Основной пакет документов включает в себя:

  • паспорта каждого совершеннолетнего члена семьи;
  • удостоверение, подтверждающее наличие статуса;
  • документальное подтверждение по постановки на учет с целью улучшения условий проживания.

При одобрении заявки рассчитывается размер субсидии.

Сумма напрямую зависит от:

  • установленного регионального норматива;
  • числа несовершеннолетних детей в семье;
  • нормативной жилплощади, которая установлена для многодетных семей по соглашению социального найма;
  • имеющейся жилой площади многодетной семьи (не имеет значения муниципальной либо собственной);
  • рыночной себестоимости 1 кв. метра жилья в конкретном регионе.

Государственную помощь можно направить на оплату ипотечного займа либо же части себестоимости возведения жилья.

Военнослужащих

Военнослужащие граждане по контракту, которые участвуют в накопительно-ипотечной системе, имеют право на льготное ипотечное кредитование.

Основными условиями для военнослужащих принято считать:

  • возраст должен быть в пределах от 21 до 45 лет;
  • наличие постоянной регистрации по месту своего проживания;
  • наличие в собственности земельного участка либо дома, находящегося на стадии возведения целью передачи залога по кредиту;
  • имеют страховку на жизнь и ипотечный объект.

Для военнослужащих предусмотрена льготная ипотека под 10,5% годовых. Все платежи по ипотеке вносит государство до тех пор, пока он служат по контракту.

Основные условия кредитования предусматривают:

В зависимости от финансового учреждения, условия могут быть видоизменены.

Перечень документов, который потребуется

В управление льготного регионального Фонда необходимо предоставить:

  • заявление, составленное по установленному образцу;
  • документальное подтверждение необходимого уровня платежеспособности;
  • справку о составе семьи;
  • документальное подтверждение постановки на учет с целью улучшения своих жилищных условий;
  • паспорт каждого члена семьи + копии всех заполненных страниц;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка – оригинал + копия.

Из дополнительной документации выделяют:

  • письменное согласие уполномоченного органа на ИЖС;
  • выписку из ЕГРП на земельный участок под ИЖС;
  • проектно-сметную документацию;
  • документ, подтверждающий собственный капитал (наличие) заявителя.

Уполномоченный орган может потребовать и иную различную документации с целью подтверждения определенных сведений.

В какие банки можно обратиться

В каждом банке предусмотрены свои условия кредитования. Рассмотрим банковские предложения в сравнительной таблице:

Государственная программа Название банковского учреждения Сумма первоначального взноса + годовая процентная ставка Период кредитования, лет Максимальная сумма кредита, млн. руб.
Ипотека для молодой семьи Сбербанк
Райффазенбанк
Россельхозбанк
20%/11%
0%/12%
0%/13%
30
25
30
От 0,3
26
20
Ипотека по госпрограмме с целью возведения жилья Сбербанк
ВТБ 24
Райффазенбанк
Россельхозбанк
20%/11,5 – 12%
20%/11,5%
20%/11,6-12%
20%/11,5%
30
30
25
30
8
8
8
8
Военная ипотека Сбербанк
Россельхозбанк
ВТБ 24
20%/12%
20%/11,5%
15%/ от 12%
20
23
14
2
2,2
2

Наиболее оптимальный вариант кредитования выбирают сами заемщики.

Досрочное погашение ссуды

Основным документом, регулирующий возможность досрочного погашения ссуды является договор о кредитовании. Финансовые учреждения могут выставить условия, по которым досрочное погашение возможно только через год либо же после выплаты половины задолженности.

  • рекомендуется в письменной форме оповестить кредитора, о намерении спустя определенный период досрочно погасить долговые обязательства;
  • внести всю оставшуюся сумму задолженности лучше в день, когда предусмотрен обязательный платеж по договору.

Преимущества и недостатки

Основными преимущества принятия участия в льготной программе принято считать:

  • наличие пониженной годовой процентной ставки;
  • кредит предоставляется под целевое использование;
  • наличие государственной помощи в погашении долговых обязательств по кредиту;
  • есть возможность получения кредитных каникул при необходимости в этом.

А основным законодательным актом стал подписанный 4 июля 2017 года Указ Президента Беларуси № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений».

В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства Указом №240 введен новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - государственные адресные субсидии, информирует infobank.by.

На что идут субсидии?

Они могут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.Получателями субсидий являются, в основном:

  • те же категории граждан, которые имели право на получение государственной поддержки в виде льготных кредитов по Указу № 13
  • прокурорские работники
  • малообеспеченные граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области

Максимальный размер кредита, подлежащего субсидированию, определяется по следующей формуле…

Условиями предоставления такой государственной поддержки будут:

  • очередность получения
  • отнесение граждан к категории малообеспеченных

О субсидии – простым языком

В Указе №240 речь идет о привлечении кредитов коммерческих банков с предоставлением необходимой адресной финансовой поддержки на их погашение.

В итоге, человек получает не льготный, а самый обычный коммерческий кредит и субсидию на его погашение. Сделать это можно в тех банках, которые участвуют в системе субсидирования, на сегодняшний день их 4:

  • Банк Бел ВЭБ
  • Белагропромбанк
  • Беларусбанк
  • Белинвестбанк
  • БПС-Сбербанк

Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство (реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях, основные из которых на сегодняшний день практически идентичны:

  • срок кредитования - 20 лет
  • ставка по кредиту - 13%годовых (или ставка рефинансирования + 3 процентных пункта).

Обратите внимание, что при изменении ставки рефинансирования (последние годы она падает) будет изменяться и ставка по кредиту!!!

Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.

Размеры помощи

Субсидия на уплату части процентов предоставляется:

  • льготникам, перечисленным в Указе № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
  • прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры
Категории граждан Размер субсидии на уплату части процентов по кредиту
Вне очереди
многодетные семьи 3 детей до 23 лет — СР* + 2 п.п./ 4 и более несовершеннолетних детей — СР + 3 п.п.
граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС СР* — 2 п.п.
граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы СР* — 2 п.п.
граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания СР* — 2 п.п.
ветераны боевых действий на территории других государств, из числа предусмотренных в п. 1 — 3 части первой ст. 3 Закона «О ветеранах» СР* — 2 п.п.
трудоспособные совершеннолетние члены семьи умершего нанимателя социального жилья, — в течение действия договора найма СР* — 2 п.п.
лауреаты спец. фонда Главы государства по поддержке одаренных учащихся и студентов СР* — 2 п.п.
граждане, уволенные с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению СР* — 2 п.п.
дети-сироты и граждане, являющиеся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, – в течение действия договора найма СР* + 2 п.п.
В порядке общей очереди
военнослужащие и приравненные к ним лица СР* — 2 п.п.
прокурорские работники СР* — 2 п.п.
граждане, имеющие право на внеочередное получение социального жилья СР* — 2 п.п.
граждане, которым назначены стипендии Главы государства СР* — 2 п.п.
граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилье по договору найма частного жилищного фонда СР* — 2 п.п.
судьи СР* — 2 п.п.
граждане, осуществляющие строительство жилья в населенных пунктах до 20 тыс. чел. и в городах-спутниках СР* — 2 п.п.
граждане, осуществляющие строительство жилья на территории юго-восточного региона Могилевской области СР* — 2 п.п.
молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей СР* — 2 п.п.

* СР - ставка рефинансирования

А если говорить совсем уж простым языком, на практике выйдет вот что:

  • многодетным семьям с 3 детьми субсидия покроет 12% (ставка рефинансирования 10% + 2 процентных пункта) из 13% годовых
  • многодетным семьям с 4 и более детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту
  • всем остальным субсидия покроет 8% (ставка рефинансирования 10% - 2 процентных пункта) из 13% годовых

Перечисление субсидии на погашение части процентов будет производиться со следующего месяца после выдачи банком кредита на строительство (реконструкцию) жилья ежемесячно в течение всего срока погашения кредита, установленного кредитным договором.

Право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов предоставляется:

  • многодетным семьям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей
  • молодым семьям из числа малообеспеченных при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов
  • детям-сиротам

При этом субсидия на погашение основного долга установлена многодетным семьям с 3 детьми в размере 95%, а для детей-сирот – 35%.

Для многодетных семей с 4 и более детьми ежемесячные платежи по кредиту как по уплате процентов, так и основного долга будут полностью субсидироваться из бюджета.

Молодые семьи при рождении детей после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов: 10% - при рождении первого ребенка; 20% - при рождении второго ребенка.

Размер субсидии будет меняться при изменении состава семьи!

Как получить поддержку?

Выдача субсидии возможна только при подходе очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесении к категории малообеспеченных.

Субсидии предоставляются на строительство жилья в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах, перечень проектов которых утверждается Минстройархитектуры.

Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями.

Порядок ваших действий

1. Граждан, имеющих право на получение адресной субсидии (субсидий), в порядке очереди будут приглашать в исполком, где им предложат строительство жилья с такой господдержкой

2. Если гражданин соглашается на участие в программе, исполком направляет его на строительство жилья, и гражданин заключает соответствующий договор на строительство

3. После заключения договора на строительство жилья гражданин обращается в исполком с заявлением и соответствующими документами для принятия решения о предоставлении ему адресной субсидии. Исполком с учетом состава семьи, жилой площади в собственности, определит максимальный размер кредита, подлежащий субсидированию семье

4. С данным решением человек идет в банк для заключения кредитного договора

5. Банк заключает кредитный договор и его копию направляет в исполком. Исполком на основании сведений, ежемесячно предоставляемых банком, перечисляет в банк, предоставивший кредит, субсидию на уплату гражданином части процентов по кредиту, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части), субсидию на погашение основного долга по кредиту - начиная с месяца начала погашения основного долга по кредиту

Прошел месяц, как вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ № 13).

Одновременно утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее - Указ № 185). Произошедшее изменение можно с полной уверенностью назвать реформой системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Плюсы и минусы

Сконцентрировав внимание на основных изменениях, необходимо отметить вначале наиболее важные моменты.

Во-первых, уменьшены нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита:

  • с 20 кв.мдо 15 кв.м на каждого члена семьи - для лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске (за исключением многодетных семей);
  • с 36 кв.м до 30 кв.м при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры.

Во-вторых, нормируемые размеры общей площади жилого помещения устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи на территории всей Республики Беларусь, в отличие от норм Указа № 185, в соответствии с которыми учитывались жилые помещения, находящиеся в населенном пункте по месту жительства и (или) по месту улучшения жилищных условий кредитополучателя.

В-третьих, значительно сокращен круг лиц, имеющих право на предоставление государственной поддержки: если в соответствии с Указом № 185 гражданин, улучшающий свои жилищные условия в порядке очередности, имел право на получение льготного кредита независимо от категории учета, то согласно п. 1.9 Указа № 13 льготные кредиты предоставляются по спискам, составленным также с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но включение в указанные списки дополнительно обусловлено отнесением гражданина к одной из категорий, перечисленных в п. 1.1 Указа № 13. В случае же, если лицо не относится ни к одной из льготных категорий, у него отсутствует и право на государственную поддержу, вне зависимости от продолжительности срока пребывания на учете. Кроме того, сокращено количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное включение в списки льготного кредитования, и граждан, имеющих право на совместное использование льготного кредита и субсидии, по сравнению с Указом № 185.

В-четвертых, процентная ставка по льготному кредиту на момент вступления в силу Указа № 13 может варьироваться в диапазоне от 1 до 22,5% годовых. До вступления в силу Указа № 13 она не могла превышать 5%.

Вместе с тем необходимо отметить, что не все изменения направлены на сокращение объемов государственной поддержки. Отдельные нормы Указа №13 улучшают правовое положение кредитополучателей. Так, например, увеличен размер финансовой помощи на погашение льготных кредитов для многодетных семей с 50% до 75% от суммы задолженности по льготным кредитам при наличии 3 несовершеннолетних детей и с 75% до 100% для семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора.

Также в соответствии с п. 1.12 Указа № 13 семьям, в которых один из родителей после рождения 2-го и последующих детей находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом) на время нахождения в таком отпуске. Здесь следует обратить внимание, что согласно ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки - опекуну ребенка. Однако данная особенность в отношении других родственников и опекуна, как видим, не нашла отражения в приведенной выше норме Указа № 13.

Кому и почем?

Общие положения государственной поддержки, установленные Указом № 13, можно систематизировать в виде таблицы:

Условия реализации права на льготный кредит

Условия кредитования

Право на получение субсидии

Военнослужащие

5% годовых сроком не более, чем на 20 лет

Нет права на субсидию

Граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда

Только при подходе очереди по общему списку

Трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (в г. Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чемна 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Многодетные семьи

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

1% годовых сроком не более чем на 40 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, в составе семьи которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

20% от ставки рефинансирования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

20% от ставки рефинансирования (но не менее 5%) сроком не более, чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в п. 1–3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь № 1594-XII от 17.04.1992 «О ветеранах»

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, - по согласованию с Министерством образования, Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в Указе № 13 понимаются лица в возрасте до 31 года

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, - по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Судьи и прокурорские работники

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Ккредит либо субсидия по выбору

Молодые семьи, имеющие 2 несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов

Только при подходе очереди по общему списку

50% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на льготный кредит и на субсидию на погашение льготного кредита либо только на субсидию на строи-тельство

Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и относящихся к одной из приведенных выше категорий

Только при подходе очереди по общему списку

10% от ставки рефинанси-рования (но не менее 3%) сроком не более чем на 20 лет

Нет права на субсидию

Как быть с обратной силой?

Все описанные выше изменения в правовом регулировании предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не вызывают сложности для понимания их с юридической точки зрения.

Определенную сложность для правовой оценки вызывает норма, закрепленная в п. 11 Указа № 13, согласно которой все государственные органы, наделенные полномочиями по утверждению списков льготного кредитования, должны пересмотреть утвержденные ими списки с учетом положений Указа № 13. Интерес вызывает то обстоятельство, что речь идет о пересмотре утвержденных списков вообще, без указания каких-либо ограничивающих признаков (например, время их утверждения или имевшее место полное исполнение обязательств по заключенным на их основании договорам). Но в таком случае мы имеем дело с огромным количеством решений соответствующих государственных органов, которые были приняты согласно законодательству, действовавшему в определенный период времени в прошлом, и могли послужить основанием для возникновения правоотношений как прекратившихся к настоящему времени, так и длящихся до сих пор.

Пункт 8 Указа № 13 обязывает ОАО «АСБ Беларусбанк» предоставлять льготные кредиты гражданам, не относящимся к категориям, имеющим право на льготный кредит на сегодняшний день, но заключившим кредитные договоры до вступления в силу Указа № 13, в пределах размеров открытых кредитных линий на дату вступления в силу Указа № 13.

Хотя законодатель никак не связывает две приведенные выше нормы, можно предположить, что пересмотр списков должен осуществляться в отношении лиц, которые не заключили кредитные договоры, а также в отношении тех, кто заключил кредитный договор, но имеет право на предоставление льготного кредита в соответствии с Указом № 13.

Таким образом, очевидно, что Указ № 13 будет применяться к отношениям, возникшим до вступления его в силу.

Анализ законодательства Республики Беларусь на предмет возможности придания обратной силы нормативному правовому акту показывает, что данный вопрос регулируют только две нормы общего законодательства: ст. 104 Конституции Республики (далее - Конституция) и ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон о НПА).

В ст. 104 Конституции установлен общий принцип, гласящий, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Но очевидно, что в данной статье имеется в виду закон в узком смысле слова, то есть как отдельный вид нормативных правовых актов, принимаемых Национальным собранием Республики Беларусь. Также в главе 4 Конституции, определяющей статус Национального собрания, содержится запрет на принятие закона о делегировании законодательных полномочий Президенту, разрешающего ему принимать нормы, имеющие обратную силу. Однако данные положения Конституции неприменимы для регулирования действия во времени Указа № 13.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о НПА нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Из этого правила есть только два исключения:

  • когда нормативный правовой акт смягчает или отменяет ответственность;
  • когда при введении в действие нормативного правового акта прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, либо в самом акте, либо в акте о введении в действие нормативного правового акта.

Возможность придания нормативному правовому акту обратной силы и механизм ее реализации закреплен в ч. 2 ст. 67 Закона о НПА:

  • придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан;
  • нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, не имеют обратной силы, если иное (то есть придание обратной силы) не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, законодательные акты, не предусматривающие введение или усиление ответственности, но ухудшающие положение граждан, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено при введении их в действие.

Законодательными актами согласно ст. 1 Закона о НПА являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Указ № 13 не содержит прямого указания на придание ему обратной силы, а напортив, прямо предусматривает, что, за исключением отдельных норм, он вступает в силу после официального опубликования. При этом из нормы п. 11 следует, что все требования Указа № 13, касающиеся утверждения списков, применяются в том числе и к отношениям, имевшим место ранее, то есть имеют обратную силу. В результате можно прийти к выводу, что Указ № 13 не наделен обратной силой в соответствии с требованиями Закона о НПА, поскольку придание ему обратной силы не прямо предусматривается, а всего лишь косвенно следует из требования п. 11.

Но даже если придерживаться вывода о том, что обратная сила нормам Указа № 13 придана не в соответствии с требованиями ст. 67 Закона о НПА, это не отражается на применении Указа № 13, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о НПА в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Указ № 13 издан не на основании закона, делегирующего соответствующие полномочия, а в рамках реализации полномочий Президента Республики Беларусь, поэтому имеет верховенство над Законом о НПА и иными законами. Соответственно, даже в случае противоречия Закона о НПА Указу № 13 превалировать будет последний.

Кроме того, следует отметить, что Указ № 13 не отменяет Указ № 185, а признает его утратившим силу, то есть лишает его юридической силы не с момента его принятия, а с 17.01.2012. Следоательно, тем самым устанавливает, что отношения, имеющие место до 17.01.2012, регулируются Указом № 185, который действует в этот период. Так, например, если бы возник спор из отношений по поводу утверждения в списках льготного кредитования, имевших место в 2005 году, при его разрешении следовало бы руководствоваться нормами Указа № 185, а не Указа № 13, поскольку Указ № 185 имеет силу для периода времени до 17.01.2012.

Это позволяет говорить о наличии некоторой предполагаемой коллизии между Указом № 185, имеющим юридическую силу в прошлом, и Указом № 13, который вступил в силу с 17.01.2012, но содержит требование о регулировании отношений, имевших место до его принятия.

В целом при отсутствии прямого указания в самом Указе № 13 на то, что он имеет обратную силу в отношении определенных правоотношений, и одновременно наличия нормы о том, что он вступает в силу после его официального опубликования, положение п. 11 представляется отклоняющимся от общей концепции Указа № 13. Однако, как показывает анализ законодательства, это не влияет на обязательность данной нормы для применения.

"Личный юрист", № 2/2012

25 ноября 2019 Присуждены премии Правительства России в области качества за 2019 год Постановление от 21 ноября 2019 года №1490. В 2019 году премии в области качества присуждаются 12 российским организациям за достижение высоких результатов в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.

25 ноября 2019 , Установлено количество озоноразрушающих веществ и допустимый объём их производства на 2020 год Распоряжение от 21 ноября 2019 года №2764-р. Минприроды России ежегодно рассчитывает допустимый объём производства озоноразрушающих веществ в России и количество конкретных веществ в допустимом объёме потребления озоноразрушающих веществ. Это необходимо в том числе для выполнения обязательств России по Венской конвенции об охране озонового слоя и по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.

25 ноября 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств Постановление от 15 ноября 2019 года №1457. С 1 января 2020 года будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колёсные транспортные средства (шасси) и прицепы. Целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов.

22 ноября 2019 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность Утверждена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности до 2025 года Распоряжение от 15 ноября 2019 года №2705-р. Концепция направлена на развитие институтов и культуры благотворительности, международного сотрудничества в сфере благотворительности, благотворительности в субъектах Федерации, повышение эффективности и увеличение поддержки благотворительной деятельности граждан и организаций.

18 ноября 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Принято решение о создании национального парка «Зигальгá» (Челябинская область) Постановление от 18 ноября 2019 года №1465. На территории Челябинской области будет создан национальный парк «Зигальгá» общей площадью 45 661,6 га. Цель создания национального парка – сохранение уникальных лесных и тундровых природных комплексов в горных массивах Южного Урала в бассейнах рек Юрюзань и Куткурка, водоразделом которых является горный хребет Зигальга, имеющих большое природоохранное, научное и рекреационное значение, сохранение мест обитания редких видов растений, птиц и животных, развитие экологического туризма. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка.

18 ноября 2019 , Воздушный транспорт Расширен перечень субсидируемых маршрутов воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и обратно Постановление от 18 ноября 2019 года №1466. В целях повышения доступности пассажирских авиаперевозок перечень маршрутов воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и в обратном направлении дополнен 25 маршрутами.

18 ноября 2019 , Государственные и муниципальные услуги О создании новых сервисов на Едином портале государственных услуг Постановление от 18 ноября 2019 года №1467. Расширение сервисов Единого портала государственных и муниципальных услуг будет способствовать повышению удобства и прозрачности взаимодействия граждан и организаций с государством, обеспечению применения электронных документов.

15 ноября 2019 , Инструменты развития территорий. Инвестиционные проекты регионального значения Принято решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Кашира» в Московской области Постановление от 7 ноября 2019 года №1414. Создание ОЭЗ «Кашира» будет способствовать социально-экономическому развитию Московской области, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест.

15 ноября 2019 , Общеобразовательная школа Установлен порядок предоставления субсидий на реализацию программы «Земский учитель» Постановление от 9 ноября 2019 года №1430. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий субъектам Федерации на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн рублей учителям, переехавшим на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек.

15 ноября 2019 , Регулирование в сфере торговли. Защита прав потребителей Установлен срок введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции Распоряжение от 8 ноября 2019 года №2647-р. Срок введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции – 1 июня 2020 года. При этом предусматривается разработка отложенной нормы, позволяющей участникам оборота товара реализовать произведённую до ввода обязательной маркировки продукцию до 1 декабря 2020 года.

15 ноября 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Внесены изменения в правила признания лица инвалидом Постановление от 14 ноября 2019 года №1454. Установлена причина получения инвалидности – инвалидность вследствие ранения, контузии или увечья, полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан. Это позволит участникам таких отрядов самообороны получать льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».

13 ноября 2019 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Утверждена система статистических показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства Распоряжение от 6 ноября 2019 года №2631-р. Предусматривается сбор информации по 78 показателям, соответствующим основным направлениям плана мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства.

11 ноября 2019 , Государственная статистика Утверждены формы переписных листов Всероссийской переписи населения 2020 года Распоряжение от 8 ноября 2019 года №2648-р. Утверждены формы бланков переписных листов для получения сведений о каждом опрашиваемом лице, постоянно проживающем в России, о жилищных условиях населения, о временно находящихся на территории России, но постоянно проживающих за рубежом лицах. По итогам переписи будет сформирована официальная статистическая информация о численности и структуре населения, его распределении по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом, образовательным уровнем.

11 ноября 2019 , Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ) Правительство Российской Федерации одобрило проект Соглашения между Правительством России и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в России Распоряжение от 11 ноября 2019 года №2668-р. Проектом Соглашения предусматривается, что Евразийский региональный центр НБР будет осуществлять такие функции, как сопровождение и поддержка реализации проектов НБР в области инфраструктуры и устойчивого развития, сотрудничество в рамках мандата НБР с национальными, государственными и частными структурами, оказание технического содействия в подготовке и реализации проектов НБР.

8 ноября 2019 , Социальное страхование О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2020 года Постановление от 6 ноября 2019 года №1407. Необходимо для обеспечения устойчивых источников выплат гражданам по видам социального страхования.

Постановление от 8 ноября 2019 года №1427. Принятое решение направлено на развитие технологий, созданных в целях упрощения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях.

7 ноября 2019 , Кинематография, кинопроизводство, кинопрокат О господдержке организаций кинематографии, оказывающих услуги, связанные с производством иностранной аудиовизуальной продукции на территории России Постановление от 7 ноября 2019 года №1420. Принятое решение будет способствовать увеличению объёма экспорта услуг в сфере культуры, созданию условий для притока иностранных инвестиций в российскую аудиовизуальную отрасль, развитию кооперации между российскими и иностранными компаниями – производителями аудиовизуального контента.

31 октября 2019 , Качество регионального и муниципального управления О премировании победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» Распоряжение от 26 октября 2019 года №2534-р. Утверждено распределение трансфертов между бюджетами субъектов Федерации на премирование 23 муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Эти муниципальные образования достигли наилучших результатов в сферах муниципальной экономической политики и управления муниципальными финансами, ЖКХ и городской среды.

1

Close