Цели:

Образовательные : закрепить представления детей об осени как о времени года. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта и цифрового обозначения в пределах 5. Закрепить умение сравнивать предметы по размеру, составлять сериационный ряд, умение различать правую и левую стороны. Развивать связную речь, умение высказывать свои суждения, отвечать на вопросы. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающие: развивать воображение, зрительное внимание, моторику рук и пальцев.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным, желание помочь им. Воспитывать культуру поведения (умение здороваться, прощаться ).

Материал к НОД:

Карточки-схемы последовательности одевания, ребристая доска, грибы разного размера, карточки с нарисованным контуром листа и написанной рядом цифрой (до 5), карточка-схема для запоминания стихотворения, круги из картона красного и оранжевого цветов.

Воспитатель: Ребята, сегодня я в нашем почтовом ящике нашла письмо. Хотите, чтобы я вам его прочитала? (открываю конверт, читаю ):

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Пишут вам письмо зверушки.

Живём в лесу мы, на опушке.

Сейчас готовимся к зиме,

Но устали мы уже.

Вы, ребята, поспешите,

К нам на помощь приходите!

Ребята, вы хотите помочь лесным жителям? (ответ детей ). А как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные ). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (осен ь)

А что делают осенью дикие животные? (готовят запасы, меняют шубки )

А сейчас ранняя или поздняя осень? (поздняя )

Молодцы. Давайте вспомним, какая погода бывает чаще всего поздней осенью. А поможет нам это вспомнить мячик. Становитесь в кружок, а я буду бросать вам мяч и тот, к кому он попадёт, назовёт, какой бывает осенняя погода (дождливая, ветреная, пасмурная, сырая, хмурая и т.д .)

Правильно. Поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, нам надо тепло одеться. Одевайтесь! А чтобы вы не забыли ничего надеть, посмотрите на картинки-подсказки (последовательность одевания ).

(Дети под музыку имитируют процесс одевания )

Всё надели, ничего не забыли? Что вы надевали первым по счёту? Что третьим? Пятым? Надели на ножки тёплые сапожки? На правую ножку надели сапожек? Покажите (дети показывают правую ног у). На левую ножку надели сапожек? Покажите (дети показывают левую ногу ). Молодцы!

В лес осенний на прогулку

С вами мы сейчас пойдём.

И наверно, очень много

Интересного найдём.

Друг за дружкой становитесь

И за плечики держитесь.

(Дети становятся друг за другом )

Воспитатель: У нас получился поезд. На нём мы и поедем в лес. У нас на пути будет много туннелей, поэтому вам надо быть очень внимательными. Туннели могут быть высокими, а могут быть низкими. Если туннель высокий, поезд проедет свободно, а если низкий, а если низкий, то как вы думаете, что нам надо сделать? (наклониться, присесть ).

Итак, отправляемся в путь! (под музыку дети идут змейкой, первая пара делает воротики высокие и низкие, дети проходят через воротики )

Вот мы и подъехали к лесу. Давайте с ним поздороваемся. Для этого надо всем вместе сказать:

Здравствуй, лес, осенний лес,

Полный сказок и чудес!

(Дети здороваются с лесом )

Ребята, в лесу много дорожек и тропинок.

По дорожкам и тропинкам

По лесу гулять пойдём.

Может быть, лесных зверушек

Где-то с вами мы найдём!

А кто знает, чем дорожка отличается от тропинки? (дорожка широкая, а тропинка узкая ).

Сейчас мы пройдём по тропинке. Тропинка узкая, поэтому проходить мы будем, приставляя ножку к ножке.

(Дети проходят по ребристой доске, приставляя пятку к носку, и все вместе произносят слова ):

По тропинке мы шагаем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ножку к ножке приставляем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ой, ребята, посмотрите:

По тропинке мы прошли,

Домик белочки нашли. (Дерево с дуплом )

Как называется домик белочки? (Дупло )

А вот и сама белочка. Давайте с ней поздороваемся.

(Дети здороваются с белкой ).

Ребята, белочка много трудилась и собрала много грибов. Грибы она развесила по веткам, а те, которые у неё остались, она хочет сложить в кладовку. Но разложить их надо по-порядку — от самого большого до самого маленького. Давайте поможем белочке это сделать.

(Дети составляют сериационный ряд, один из детей рассказывает, как разложили грибы: сначала положили самый большой гриб, потом гриб поменьше, потом ещё меньше и т.д. )

Белка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете считать. Посмотрите внимательно на дерево, на котором висят грибы. Сосчитайте глазками, сколько грибов висит справа. А теперь прохлопайте столько же раз в ладоши. Сколько раз вы прохлопали в ладоши? Почему?

Сосчитайте, сколько грибов висит слева. Подпрыгните столько же раз. Сколько раз подпрыгнули? Почему?

Где грибов больше? Где меньше? Что надо сделать, чтобы грибов стало поровну? (Ответы детей )

Белка: Молодцы, ребята, а теперь мне пора дальше заниматься своими делами. До свидания, приходите ещё.

Воспитатель: Убежала белочка по своим делам, а мы с вами дальше пойдём.

Раз, два, три, раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Ой, ребята, а кто это там шуршит? Давайте посмотрим. (Под кустом сидит ёжик ).

Ёжик: Здравствуйте, ребята!

(Дети здороваются с ёжиком ).

Воспиатель: Ребята, посмотрите, какой красивый ёжик. Давайте его похвалим. А для этого все вместе скажем:

Очень, ёж, ты хорош,

Только в руки не возьмёшь!

(Дети хором произносят слова )

Ёжик: Не надо брать меня в руки. Вы мне лучше помогите. Решил я к зиме утеплить свою норку, носил в неё листики, но очень устал. А листочков мне надо ещё много.

Воспитатель: Ребята, поможем ёжику набрать листиков? Давайте покажем с помощью наших ручек, как мы умеем это делать.

Пальчиковая игра «Ветер по лесу гулял»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики срывал:

Листик с берёзы,

Листик с рябины.

Листик с клёна,

Листик с осины.

Листики с дуба мы соберём,

Маме красивый букет принесём.

Воспитатель: Молодцы! Но сегодня мы будем листики собирать не для мамы, а для ёжика. Он приготовил карточки, на которых указано, сколько и каких листочков вы ему принесёте. (Раздаю детям карточки, на которых написана цифра и рядом нарисован контур дубового, кленового или берёзового листика. Дети находят нужное количество листиков и приносят их ёжику ).

Ёжик: Спасибо вам, ребята, теперь я зимой не пропаду. До свидания!

(Дети прощаются с ёжиком )

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите!

Чьи-то ушки, чей-то хвостик,

Чьи-то лапки там торчат.

Кто-то смотрит из-за ёлки

На меня и на ребят.

Кто это? (Заяц )

А чьи ушки выглядывали из-за ёлки? (заячьи ушки )

Чей хвостик выглядывал? (заячий хвостик )

Чьи лапки выглядывали? (заячьи лапки )

Мы с вами видели, как готовятся к зиме белка и ёжик. А скажите, зайцы к зиме готовятся? (зайцы меняют шубки )

А зачем они их меняют? (чтобы было теплее, чтобы прятаться от враго в)

Воспитатель: Конечно, зайку в белой шубке на снегу не так заметно, но у лисы очень хороший нюх. Выходит лиса на охоту, понюхает своим носом воздух и учует, где притаился заяц. Давайте покажем, как лиса нюхает воздух.

(Дети делают глубокий вдох ) .

Побежит лиса по запаху, и что же тогда делать бедному зайчику? (Надо убегать от лисы )

Бегает заяц быстро, а чтобы перехитрить лису, он запутывает свои следы. Давайте вспомним стихотворение, как заяц умеет запутывать следы. А поможет нам его вспомнить картинка-подсказка (закрокированное стихотворение В.Берестова «Заячий след» )

В лесу недолго до беды,

Но заяц - не простак.

Умей запутывать следы -

Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперёд, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг-скок!
Зайка тебе понравилось наше стихотворение?

Заяц: Очень понравилось! А теперь мне пора убегать. До свидания, ребята.

(Заяц прячется под куст ).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, нас кто-то зовёт. Вы постойте, а я пойду посмотрю (выношу игрушечного мишку, дети здороваются с медведем ). Мишка видел, как вы помогали зверушкам, и решил, что вы сможете помочь и ему. Медведь тоже готовится к зиме. Он нашёл себе место для берлоги и проложил к нему тропинку из разноцветных камешков, но кто-то эти камешки разбросал, осталось только несколько камешков. (Показываю рисунок, предлагаю детям продолжить ряд ).

(Дети выкладывают тропинку из кругов ).

Медведь: Спасибо вам, ребята! Вы нам очень помогли, и мы с друзьями приготовили для вас угощение — лесные орешки. Кушайте на здоровье!

Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора прощаться с лесными жителями и возвращаться в детский сад. Становитесь друг за другом, наш поезд готов к отправлению. (Под музыку дети выходят из группы ).

воспитатель ГБДОУ д/с№16,

Калининского района г. Санкт-Петербурга, Россия.

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Образовательная область: развитие речи

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая

Тема: Поздняя осень

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;

Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей.Обогащать словарный запас. Развитие речи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).

Методические приемы:

1. Дети входят, встают полукругом.

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку.

«Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые, плотные туманы,

К нам в этом месяце пришли!

Ответ: Ноябрь

Воспитатель: ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?

Ответ: поздней осени

Воспитатель: - правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - осени. Обратите внимание на картину – «осенний лес» и подумайте, какая она бывает?

Игра «Опиши осень»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая

Дети садятся на свои места.

На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Какие изменения происходят в природе осенью?

Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.).

3. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья).

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?

Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т.д.

Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.

ФИЗМИНУТКА

«Листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Ответы: Улетели в тёплые края

Воспитатель: Почему они от нас улетели?

Ответы: Стало холодно и голодно

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?

Ответы: Перелётные

Воспитатель: Назовите этих птиц?

Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Ответы: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?

Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.

Игра "Помести птицу в свой дом".

Воспитатель: Ребята, где живут птицы?

Ответы: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Воспитатель: Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом. Дети работают возле доски.

Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!

Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги знаки, которые бы обозначали то, что нельзя делать в лесу.

Дети выполняют работы.

Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в бумагопластике.

Задачи:

  • Развивать творческие способности в создании птиц.
  • Вовлекать детей в коллективные формы изодеятельности.
  • Учить согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
  • Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  • Обогащать и активизировать словарь детей: пегая кобыла, холод вещает, телега, грудень, полузимник, зимники.
  • Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.
  • Воспитывать положительное отношение к осени.

Связь с др.разделами : Ознакомление с окружающим, естественно-научн. представления, МУЗО, развитие речи.

Словарная работа: Грудень, полузимник, листопад; птицы-зимники.

Методические приемы: Вопросы к детям, рассматривание иллюстраций и репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»,прослушивание грамзаписи «Осень» А.Вивальди, П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»,чтение стихов и пословиц.

Предварительная работа : Наблюдения за изменениями в природе на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц и осенних пейзажей, заучивание стихотворений, Дид. игра «Десять птичек-стайка». Слушание грамзаписи «Птицы в лесу».

Литература: О.А.Скоролупова « Осень», Е.К.Брыкина «Творчество детей в работе с разным материалом», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое».

Ход занятия

Ребята, сегодня утром мне передали письмо. Оказывается, его нам написал лесовичок. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтём его вместе.

Чтение письма. (Лесовичок не может понять, какое сейчас время года? На деревьях ещё есть разноцветные листья - это осень, а на земле снег- это зима. Лесовичок просит помочь ребят во всём разобраться).

Ну что, ребята, давайте попробуем помочь лесовичку. Сейчас я покажу вам его рисунки, они помогут определить тему нашего занятия. Но, почему-то они все разрезаны? Ребята, лесовичок решил с вами поиграть. Я попрошу вас подойти и взять по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Распределить ребят на команды по цветам «рубашек». Предложить составить из частей целое изображение.

Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Что у вас получилось? Правильно, осень и зимующие птицы. Если мы эти картинки соединим, то какая получится тема занятия? Да, ребята, мы будем говорить о поздней осени.

Какие осенние месяцы вы знаете?

Сейчас у нас какой идёт месяц?

Что вы можете сказать об этом месяце?

(Правильно - это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года.)

Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли)

Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?

  • Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  • Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
  • Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
  • Синица к избе, зима на дворе.
  • Синица пищит, зиму и холод вещает.
  • Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени.

  • Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом. Прилетают зимующие птицы.

Назовите мне птиц-зимников:

  • Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки, чечётки…

А кто знает загадки про зимующих птиц? (Дети друг другу загадывают загадки и отгадывают их. ) А теперь отгадайте мою загадку:

«Немного зинька ест и пьёт,
а весело живёт». (Синица ).

Давайте, вспомним стихи про эту птичку.

  • «Синичка-воробью сестричка».
  • «Скачет шустрая синичка…»

А сейчас мы превратимся в птичек-Синичкиных подружек.

Пальчиковая игра «Десять птичек-стайка».

Весёлые получились у нас птички. Мы сделаем для лесовичка синичек и отправим их в лес. Садитесь за рабочие столы.

Посмотрите внимательно на синичку. Вспомните все части тела.

Подумайте, какой они формы? Найдите квадрат бумаги нужного вам цвета (с одной стороны - жёлтого, с другой - синего). Методом оригами складываем птицу. (Можно сделать снегиря. Завернуть в квадрат гофрированной бумаги кусочек ваты и концы завязать нитью. Приклеить клюв и крылья - ваша птица готова). В конце занятия полюбоваться птичками.

Вечером мы вместе напишем письмо лесовичку и отправим ему этих красивых птичек.

Литература

  1. Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
  2. Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
  3. Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
  4. «Обруч» №2, 1997г.
  5. О.А.Скоролупова « Занятия по теме «Осень».
  6. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина «1000 Загадок»
  7. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».

Конспект комплексного занятия на тему: «Осень» в средней группе



Цели и задачи: уточнить и систематизировать признаки и особенности осени, научить видеть красоту осени. Учить выразительному чтению стихотворений. Закрепление знаний детей о признаках осени. Учить правильно пользоваться кисточками, природным материалом.
Умение работать в коллективе.
Материал : ватман, набор картинок, корзинка, листочки (природный материал), клей, подставка для кисточек, кисточки, тарелочки, салфетки.

Сюрпризный момент (ёжик сидит под деревом и смотрит на нас)
Воспитатель в костюме осени.
Время года отгадай:
Собирают урожай, разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы, тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают, грибники в леса спешат, листья желтые летят. Ежик листья собирает.
Свою норку утепляет.
- о каком времени года говорится в стихотворении?
- о чем говорится в стихотворении?
- что собирают в огороде? В саду? В лесу?
- что происходит с птицами осенью? С животными?
- а какие месяца осени вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- молодцы, ребята!
- многие поэтылюбили писать стихи об осени. Наши дети, тоже знают стихотворения про осень.
Лето миновало
Осень наступила
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое,
Если дождик льется
Это время года осенью завется.
- молодцы! Вы так много знаете об осени. А давайте мы с вами составим осенний пейзаж.
Я буду говорить стихи, а вы кладите картинку.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, богрянный.
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
(какую картинку можно подобрать?)
Грибочек, грибок
Маслянной бок
Серебрянная ножка
Прыгай в лукошко.
(какую картинку можно подобрать?)
Птицы улетели
Гуси, грачи, журавли.
(какую картинку можно подобрать?)
Дни стали холоднее
Надо одеваться теплее
(какую катринку модно подобрать?)
Посмотрите какой осенний пейзаж у нас получился.
Игра «Правильно- неправильно»
Я вам буду говорить предложения, а вы будете говорить правильно или нет.
Осенью мы ажаем картошку, огурцы (почему?)
Листья осенью облетают. Они разноцветные- желтые, красные, коричневые (правильно)
С юга прилетают птицы зимой(не правильно, почему?)
Молодцы!
Физминутка.
Осень в гости к нам пришла.
Свои краски принесла: желтые и красные,
листочки разные
ветер дунул- раз, два, три,
полетели посмотри.
Покружились и упали
Землю листьями услали.
Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою карзинку.
- давайте мы с вами поиграем, игра называется
«С какого дерева листок»
С рябины- рябиновый,
С тополя- тополевый,
С клена- кленовый,
С березы- березовый.
Молодцы! Всё знаете! А давайте мы нашей осени сделаем «Осенний ковер».
Раз у меня упали в корзинку много листочков, мы сделаем на ковре листопад.
Коллективная аппликация.

Конспект прогулки в средней группе
«Поздняя осень»Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?
Дети называют правила.
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!
Дети выходят на территорию детского сада.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какой период?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Воспитатель загадывает загадку.
Снег идёт и тут же таит,
Зима упорно наседает,
Твердеет на стволе кора,
И можно встретить снегиря!
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?
Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.
Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.
Игра «Зайка»
Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)
И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)
Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)
Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)
Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)
Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)
Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).
Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?
Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.
Предлагает вспомнить как листочки падали на землю и подвигаться под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» Дети свободно двигаются в такт музыке.
Наблюдение за погодой, отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.
Беседа о значении подкормки для зимующих птиц
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.
Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?
Дети: Перелетные.
Педагог показывает иллюстрации «Перелетные птицы», вместе с детьми повторяет названия птиц.
Д/И «Кого не стало?»
Цель: развивать память, внимание.
Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.
Подвижная игра «Птицы и осень»
Из играющих выбирают «осень». Остальные – «птицы». Каждый из детей говорит, какая он(она) птица. После этого игроки произносят такие слова:
«Птицы» (хором):
Осень, осень золотая,
Собираемся мы в стаи,
Улетаем в теплый край,
Говорим тебе: Прощай!
«Осень»:
Что ж! Счастливого пути,
Стайка быстрая, лети,
Вместе с юною весной
Возвращайся в край родной.
«Птицы» (хором):
Улетаем в теплый край,
Ты нас, осень, догоняй!
После этих слов «птицы» убегают, «осень» пытается их догнать.
Организация труда на площадке: очистка площадки от снега.


Приложенные файлы


Close