Данную викторину можно включить в сценарии внеклассного мероприятия, посвящённого Международному дню земли или сценарии экологических праздников .

Викторина по географии для учащихся 5 класса с ответами

Тема викторины: географии

1. В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой твердый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется... (вечной мерзлотой).

2. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин - на Южном.)

4. Эта климатическая зона напоминает огромный пляж. (Пустыня.)

5. Назовите город и реку, которые имеют одно и то же название. (Москва, Орел.)

6. Санкт-Петербург, Оренбург. Что означает в переводе с немецкого слово «бург»? (Крепость, город.)

7. Назови географические объекты, названные в честь знаменитых путешественников? (Магелланов пролив, город Хабаровск, остров Тасмания.)

8. В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы. (Северное сияние.)

9. Какая река умеет летать? (Реки Ворона, Сорока.)

10. В какой стране находится одно из семи чудес света - всемирно известные пирамиды? (В Египте.)

11. Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орел.)

12. Какой город назван по форме залива, на берегу которого этот город находится? Залив же своей формой напоминает рог крупного травоядного. (Таганрог.)

13. Есть в нашей стране город, название которого является самым любимым и ласковым словом для любого человека. (Город Мама.)

14. Какой город ползает? (Ужгород.)

15. Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.)

16. Какой полуостров жалуется на свою малую величину? (Ямал.)

17. Какой остров можно носить на голове? (Сомбреро.)

18. Название какого государства совпадает с названием головного убора? (Панама.)

19. Каким мысом можно вскопать огород? (Лопатка.)

20. Какое время года в Южной Америке и в Австралии в июле? (Зима.)

21. Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности. (Антарктида.)

22. Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Италии.)

23. Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство. (Австралия.)

24. Родина футбола и баскетбола. (Англия.)

26. Станция в Сибири, имеющая самое «холодное» название? (Станция Зима.)

27. Какой город в России называют Северной Венецией, так как он, подобно итальянскому городу Венеция, находится на нескольких десятках островов? (Санкт-Петербург.)

28. Однажды на один из городов США полился необычный дождь: с неба сыпались камешки, водоросли и даже лягушки! Какое природное явление предшествовало такому «дождику»? (Смерч.)

29. Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А знаешь ли ты, где проходит эта граница? (По Уральским горам.)

30. Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? (На Южном полюсе.)

31. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия.)

32. Очень интересные названия дают люди рекам, городам и озерам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назовите человеческие имена на карте. (Города Анна, Лида, реки Лена, Яна, город Владимир, озеро Виктория.)

33. Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна - Ангара. (Байкал.)

34. Этим словом мы называем и спортивный комплекс для занятий плаванием, и часть земной поверхности, с которой по ручьям и рекам собирается вода в больший водоем (озеро или реку). Что это за слово? (Бассейн.)

35. Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое.)

Ведущий: Ребята, мы здесь сегодня собрались, чтобы проверить ваши знания по географии. Помните или нет? Сейчас проверим. Но прежде чем перейти к игре, выберем жюри.
Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты
1 вопрос (+ 2 очка)
Погода и климат – понятия разные.
Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?
Ответ: экватор.
2 вопрос (+ 2 очка)
Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.
Вопрос: что это за город и какое у него исключение?
Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.
3 вопрос (+ 2 очка)
Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.
Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?
Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.
4 вопрос (+ 2 очка)
В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»
Вопрос: чем примечательно это место?
Ответ: здесь центр Европы.
Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»
5 вопрос (+ 2 очка)
К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.
Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.
6 вопрос (+ 2 очка)
«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,
Она, как песня, мчится в край угрюмый.
Налево Каракумы залегли,
Направо притаились Кызылкумы.
Ей нипочем пустынь палящий зной…»
Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?
Ответ: Амударья.
7 вопрос (+ 2 очка)
Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?
Ответ: Анды.
8 вопрос (+ 2 очка)
В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.
Вопрос: как называется река и растение?
Ответ: Нил, папирус.
Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)
В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.
Вопрос: какое это растение?
Ответ: тыква.
10 вопрос (+ 2 очка)
Одно из удивительных явлений, которое происходит на реке, это водопад. На земном шаре существует множество водопадов.
Вопрос: назвать самый большой водопад мира, на какой реке, высота. Ответ: Анхель, Ориноко, 1054 м.
Вопросы к капитанам
1. Какие горы самые высокие в мире?
2. Что такое «урбанизация»?
3. Что объединяет страны – США, Германия, Япония?
4. Что такое атолл?
5. Что такое Гринвич?
Музыкальная пауза: учащиеся 11 класса исполняют песню «Где-то на белом свете…»
Ведущий: Сейчас жюри подведет итоги и огласит результат игры. Спасибо за участие!

Викторина «Занимательная география» для учащихся 8-9 классов

Котченко Валентина Ивановна,
педагог – библиотекарь МКОУ Веселовская СОШ, село Веселовское,
Краснозерский район, Новосибирская область

Описание работы: данный материал будет полезен учителю географии, руководителю кружка, библиотекарю.
Цель: развивать любознательность учащихся, исследовательский подход к работе, стремление отыскивать данные для ответа.
Подготовка к викторине: детей заранее знакомят с вопросами викторины, для того, чтобы они смогли проделать исследовательскую работу. Классы делятся на две команды «Меридиан» и «Экватор». Вопросы командам задаются поочередно, если одна команда не может ответить на вопрос, вопрос адресуется команде – сопернице. Ответы оценивает жюри.

Викторина «Занимательная география»

1. Каков вес земного шара? (5 980 000 000 000 000 000 000 тонн)
2. В какой период времени можно облететь без остановки вокруг Земли (по экватору), если самолет будет делать 400 километров в час?
(Длина окружности по экватору свыше 40 000 километров, следовательно, самолет, летя с такой скоростью, облетит земной шар за 100 часов)
3. Как называется эта удивительная точка земного шара, где Полярная звезда стоит прямо над головой, где со всех сторон юг, где можно совершить кругосветное путешествие,
обернувшись вокруг себя?
(Эта точка называется Северным полюсом)
4. Где солнце стоит в зените 22 декабря? (На Южном тропике)
5. Кто в нашей стране раньше всех встречает Новый год?
(Жители мыса Дежнева)
6. Ситуация: Моряки нашли в океане бутылку, в которой содержалась бумага с просьбой о помощи потерпевшим крушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые цифры и буквы и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 47 градус… ш. и…в… на остр… Нов… …дия. Найдите на карте местонахождение потерпевших крушение?
(Остров Новая Зеландия)

7. Определите местонахождение потерпевших кораблекрушение моряков по следующим данным, сохранившимся на бумаге: 3 градуса …д и 6 градусов с… на …ских островах. (Шетландские острова)

8. Как темна полярная ночь?
(Полярная ночь не так темна, как многие ее представляют. Часто здесь бывает светло, как в пасмурную погоду. Дело в том, что астрономически ночью считается время, когда солнце не поднимается над горизонтом. В долгую полярную ночь солнце не всходит, но поднимается почти до линии горизонта и сразу же начинает спускаться. Происходят дневные околополуденные сумерки. Из – за обилия снега полярная ночь и в остальное время не бывает такой темной, как в средних широтах).
9. Назовите самую северную точку на земном шаре, самую западную, самую южную, самую восточную.
(Самой северной и южной точками являются полюсы, а самой западной и восточной точки на земном шаре нет).
10. Какая часть света омывается четырьмя океанами? (Азия)
11. Сколько воды на Земле?
(Водная поверхность составляет 71% поверхности Земли, а суша 29%. Объем всей воды Мирового океана составляет 2 млрд. куб. км)
12. Назовите глубочайшую впадину Мирового океана.
(Марианская впадина в Тихом океане. Ее глубина равна 10 863 метра).
13. Как глубоко человек опускался в море?
(На глубину 10 918 метров)
14. Знаете ли вы, сколько морей на земном шаре? (43).
15. Моря – это части океанов, которые вдаются в сушу или отделяются от океанов островами. Но на земном шаре есть одно море, расположенное посреди океана. Оно не имеет постоянных границ и берегов. Назовите это безбрежное море?
(Саргассово море в Атлантическом океане).
16. Морской лед обладает интересными свойствами: уже при образовании он значительно менее солен, чем морская вода. По мере дальнейшего своего существования он все более преснеет и, наконец, становится годным для приготовления пищи. Почему это происходит?
(При замерзании морской воды в лед превращается сама вода. Соли не образуют со льдами единой кристаллической массы. Они вымораживаются на поверхности льдины, где образуют кристаллы затейливого узора - «ледяные цветы». При морозе в 30 градусов ледяные кристаллы смерзаются на столько плотно, что капелек с раствором солей между ними почти не остается).
17. В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек?
(В Мертвом море. Называется оно так потому, что воды его так солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Тело человека легче такой воды).
18. Знаете ли вы, какой мощности получился бы слой, если соли Мирового океана извлечь из воды и рассыпать их по всей поверхности земного шара?
(Слой соли равнялся бы 45 метрам. Если же эту соль рассыпать только по поверхности суши, то образовался бы слой толщиной 153 метра).
19. Какова может быть величина Морских волн?
(13 -14 метров высота и ширина до 400 метров, при землетрясении был установлен рекорд 35 метров высота и 148 километров в длину. Эта волна смыла все, даже почву с близ лежащих островов)
20. Где находится «Крыша мира»? («Крышей мира» называют Памир)
21. Какой глубины приблизительно должна быть скважина, чтобы на ее дне закипела вода?
(Температура в глубь Земли в среднем повышается на 1 градус через каждые 33 метра. Вода должна закипеть в скважине глубиной 3 000 – 3 200 метров)
22. Знаете ли вы, сколько приблизительно ежегодно бывает землетрясений?
(Около 10 000)
23. Знаете ли вы, какой минерал можно порвать, как обыкновенный лист бумаги? (Палыгорскит, или «горная кожа»,- минерал из группы асбеста)
24. На сколько повысился бы уровень Мирового океана, если бы растаяли все ледники на Земле? (На 50 метров)
25. Где наблюдались самые высокие температуры на земном шаре?
(Самая высокая температура + 70,7 градуса наблюдалась в пустыне Деште – Лут на юго – западе Ирана, а самая низкая – 93,2 градуса в Антарктиде).
26. Почему небо голубое?
(Солнечный свет состоит из семи цветов спектра – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Атмосфера задерживает и рассеивает главным образом синие и фиолетовые лучи. Это придает небу голубой цвет. На больших высотах цвет неба кажется черно – фиолетовым).
27. Где на земном шаре выпадает максимальное количество осадков? Где меньше всего?
(Максимальное (до 12 метров) выпадает в Гималаях, меньше всего в пустыне Атакама (8 мм в год).
28. В тропиках жилые помещения плавающих здесь судов регулярно протапливаются. С какой целью это делается?
(В тропиках очень высокая влажность воздуха. Даже влажное белье не высыхает, коробятся изделия из дерева, ржавеют металлические изделия, поэтому жилые помещения на судах регулярно протапливаются).
29. Где находится «Долина смерти»?
(В Северной Америке, в Калифорнии. Эта пустынная местность – одно из самых жарких мест на планете, температура свыше + 50 градусов).

Внеклассное занятие по географии 6-8 класс "Что? Где? Когда?"
Интеллектуально – познавательная игра Учитель:Степанова М.Ф. МБОУ Богураевская СОШЦель игры: Расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников. Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, смекалку. Задачи игры: *Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости. * Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, развивать географическое мышление школьников. * Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, взаимовыручку. Оборудование: 1 игровой стол, волчок, компьютер, черный ящик, глобус, конверты с вопросами,(вопросы готовят уч-ся 6-8 классов, а также учителя), видео запись с вопросом, секундомер, пейджи «Знаток географии».Участники: В игре принимают участие 6 игроков. Ход игры Ведущий: Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии».
Пришло время представить эксперта игры.
Команде задаётся вопрос и предоставляется одна 30 секунд на обсуждение ответа. За досрочный ответ сохраняется 30 секунд. Если команда готова, то капитан поднимает руку как сигнал о готовности отвечать. Каждый правильный ответ оценивается оценкой «5». Если ответ не правильный, то оценку «5» получает учащийся задавший вопрос.

Ведущий: И так, мы начинаем.
ЗЕРО
Вопрос. Одно из самых первых названий этого предмета «Зеленое яблоко». «Земное яблоко» - уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Он быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
Ответ: глобус – В 1492 создал первый географический глобус. Мартином Бехаймом
Черный ящик

Уч – 8 класса Бочарова Галина.
Вопрос. Какое дерево, растущее в сибирской тайге, называют ореховой сосной?
Ответ: КЕДР
Уч – 8 класса Брылева Яна.
Вопрос. Блиц турнир:
- Самое глубокое озеро мира?
- Самая длинная река мира?
- Самые высокие горы мира?
Ответ: Байкал. Нил. Гималаи.
Уч – 8 класса Чекушкина Людмила.
Вопрос. Почему растения тундры и лесотундры также как и растения пустынь имеют мелкие листочки или колючки?
Ответ. В тундре маленькие листочки и колючки уменьшают испарение влаги растением, тем самым сохраняют тепло, которого в тундре недостаточно. В пустыне маленькие листочки и колючки также уменьшают испарение влаги, но здесь растение при достаточном количестве тепла сохраняет влагу.
Уч – 7 класса Брюшкова Татьяна.
Вопрос: Мы часто слышим “безбрежное море”. А существует ли такое море, т. е. море, у которого нет берегов? Какое это море?
Ответ: (Это Саргассово море – часть Атлантического океана между Флоридой, Азорскими островами, Бермудскими островами и Вест-Индией, расположенной в кольце течений. Саргассово море получило свое название от скопления плавающих в нем водорослей – саргассов)
Уч – 7 класса Толкачев Максим.
Вопрос: Громадный остров, покрытый лесами из пальм, фикусов и других растений находится далеко за пределами нашей Родины, но честь изучения страны и быта чернокожих обитателей выпала на долю русского путешественника, который показал всему миру пример высокой человечности по отношению к первобытным народам.
Какой это остров, какому русскому путешественнику принадлежит заслуга изучения и исследования?
Ответ: (Остров Новая Гвинея. Жизнь и быт коренных жителей – папуасов - изучены и исследованы в конце 19 века русским путешественником Н.Н.Миклухо-Маклаем)Уч – 7 класса Литвинов Алексей.
Вопрос: В последнее время он кое-где становиться тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Землю от космических лучей.
Ответ: (озоновый слой)
Уч-ся 6 класса Варламова ЭмилияВопрос: В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды.
Ответ: (климат)
Уч –ся 7 класса Белоконева Татьяна
Вопрос: Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:а) точка с нулевыми географическими координатами;б) высочайшая гора Северной Америки;в) исток крупнейшей реки Южной Америки;г) самая южная точка Азии.
Уч – 8 класса Кащеев Владислав
Вопрос: Найдите соответствие между изображенными на флагах государств мира растениями и животными и самими государствами. Растения и животные: кедр, птица фрегат, клен, левГосударства: Шри-Ланка, Кирибати, Канада, Ливан

Уч – 6 класса Гуреева Ксения
Вопрос: Назовите формы рельефа, включая созданные человеком, которые вы можете увидеть на территории вашей области.
Уч – 8 класса Мирошниченко Евгений
Вопрос: В «Избранных произведениях» М.В. Ломоносова есть такие строки: «Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» О каком явлении природы говорил ученый и где оно наблюдается? Что вы знаете о причинах возникновения этого явления?
Ответ: А) Полярное сияние - свечение верхних слоёв атмосферы, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра
Б) Полярные широты северного и южного полушарий Земли
В) Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем
Уч – 6 класса Земцов Роман
Вопрос: На гербе какой латиноамериканской страны были начертаны слова: «Страну разъединяет, мир соединяет»?
Ответ: Панама. Панамский канал
Уч-ся 8 класса Губарева Мария
Вопрос: Земля: вид из космоса
Перед вами космический снимок природного процесса. Определите:
Что это за процесс?
Каковы причины его возникновения?
В каких районах Земли чаще всего наблюдается?
Ответ: А) Извержение вулкана
Б) Активизация внутренних сил Земли, движение магмы
В) Сейсмически активные районы Земли, границы литосферных плит: Камчатка, Курилы, Исландия, Новая Зеландия и др.

15. Учитель биологии МБОУ Богураевская СОШ Костенко Л.В.
Вопрос: Это растение считается королевой Америки.
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что:
«На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра, плоды из чистого золота, а листья из серебра». Индейцы считают его чудесным даром богов, они обожествляли растение, верили, что от него зависит благополучие. В одной из легенд рассказывается, что бог Маис был сыном самого бога Солнца и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте юноши, его силе и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски тела Маиса превратились в зерна. Сколько праздников посвящено этому растению! Не перечесть.
Зерна растения жарили, из них готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных, а из пыльцы готовили суп. Лишь позже европейцы и весь мир узнали о пользе этого растения.
Местное население называет ее маисом. Что же это за растение?
Ответ: кукуруза.
Учитель географии СОШ №9 Склянко Марина Николаевна.
Вопрос: Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.
Уч-ся 7 класса Богураев Павел
Вопрос: Когда и где день бывает равен ночи?
Ответ: (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ИГРЫ
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Слово предоставляется эксперту.

Ведущий: Всем спасибо! Благодарим за внимание!

Конспект внеклассного мероприятия по географии

«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10класса.

Учитель географии

Жданович Людмила Тадэушевна.

ГБОУ школа №62 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

Ход игры

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Источники информации:

      Аношко В.С.- Олимпиады по географии. -Минск 2004;

      Безруков А.М. –Занимательная география. –Москва 2001;

      Касаткина Н.А. – География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. – Волгоград 2004;

      Кривицкий В.М. – Неделя географии в школе. – Мозырь 2002;

      Новик Н.Н. – Итоговые проверочные работы по географии. – Минск 2003.


Close