Должностные обязанности специалиста (ответственного)

по охране труда

Настоящая Инструкция составлена в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ (с учётом введенных изменений Федерального закона РФ № 90-ФЗ от 30.06.2006 г.) и Постановлением Минтруда России № 14 от 08.02.2000 г.

1. Общие положения

1.1. Ответственным по охране труда назначается сотрудник образовательного учреждения, прошедший установленным порядком обучение и проверку знаний по охране труда приказом руководителя образовательного учреждения.

1.2. Ответственный по охране труда непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения.

1.3. В своей деятельности ответственный по охране труда руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, соглашениями и другими локальными правовыми актами вышестоящей организации и образовательного учреждения.

2. Должностные обязанности

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу сотрудниками, командированными и студентами, прибывшими на педагогическую практику.

2.2. Разрабатывает программу вводного инструктажа по охране труда.

2.3. Проводит координацию и контроль за соблюдением работниками законодательныхи иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

2.4. Участвует в работе комиссии по приемке в эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и др. в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.

2.5. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.6. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений образовательного учреждения при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников образовательного учреждения.

2.7. Участвует в комиссии по проверке знаний по охране труда у работников образовательного учреждения.

2.8. Выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах.

2.9. Доводит до сведения работников образовательного учреждения о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

2.10. Осуществляет контроль за:

Состоянием ОТ на всех участках работы закрепленных за работниками школы;

Соблюдением установленного законом порядка расследования несчастных случаев на производстве;

Своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний по охране труда и всех видов инструктажей по охране труда;

Правильным применением средств индивидуальной защиты;

Выполнением мероприятий по охране труда, устранению причин, вызвавших несчастный случай, предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудового и образовательного процессов.

2.11. Организует через соответствующие службы обеспечение структурных подразделений образовательного учреждения правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, а также оказывает им методическую помощь в оборудовании информационных стендов по охране труда.

3. Права

Ответственный по охране труда имеет право:

3.1. Беспрепятственно посещать и осматривать в любое время суток производственные, служебные и бытовые помещения образовательного учреждения.

3.2. Знакомиться с документами по вопросам ОТ в пределах своей компетенции.

3.3. Предъявлять предписания (обязательные для исполнения) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда: руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам учреждения и контролировать их выполнение.

3.4. Требовать от руководителей структурных подразделений образовательного учреждения отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ; не прошедших в установленном порядке предварительный и периодический медицинские осмотры; инструктаж по охране труда; не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты; а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

3.5. Направлять руководителю образовательного учреждения предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования ОТ.

3.6. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений образовательного учреждения необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

3.7. Представлять руководителю образовательного учреждения предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и ОТ.

3.8. Запрещать эксплуатацию оборудования и производство работ на отдельных участках, если это угрожает жизни и здоровью работников и может привести к аварии, с уведомлением об этом руководителя образовательного учреждения.

3.9. Привлекать уполномоченных лиц по охране труда профкома к проверкам состояния охраны труда в структурных подразделениях образовательного учреждения.

4. Ответственность

Ответственный по охране труда за невыполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Охрана труда в школе - скачать документацию 2019 года может понадобиться многим образовательным учреждениям. Изучим перечень необходимых документов по охране труда в школе в нашей статье.

Какие документы по охране труда должны быть в образовательном учреждении

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

  • ТК РФ;
  • закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
  • приказа Минобразования РФ от 01.06.1998 № 1408;
  • постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14;
  • постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73;
  • ГОСТ 12.0.004-2015 (с 01.03.2017);
  • постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Можно отметить, что основные программы в сфере охраны труда, которые должны утверждаться в школе, будут такими же, как и в ДОУ. Перечни журналов, положений, планов, договоров и приказов по охране труда в школе и ДОУ в целом тоже будут совпадать.

Принципиально в школах и ДОУ будут различаться только перечни инструкций. Рассмотрим их специфику в образовательных учреждениях обоих типов подробнее.

Документы по охране труда в школе: инструкции

Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:

  • для директора;
  • заместителей директора;
  • главы профкома;
  • завучей;
  • преподавателей;
  • классных руководителей;
  • спортивных инструкторов;
  • мастеров производственного обучения;
  • сотрудников, проводящих с учащимися или самостоятельно опыты в кабинетах физики, химии;
  • сотрудников, занимающихся с учащимися или самостоятельно в кабинете информатики;
  • учителей, проводящих уроки в кабинетах, адаптированных к математическим, гуманитарным предметам, астрономии, биологии;
  • учителей физкультуры, проводящих занятия по отдельным видам спорта (лыжам, гимнастике, игровым дисциплинам, танцам);
  • сотрудников, занимающихся организацией дискотек, конкурсов, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий);
  • сотрудников, отвечающих за перевозку учащихся и сотрудников школы автомобильным транспортом;
  • сотрудников, занимающихся приготовлением пищи в школе;
  • сотрудников, использующих в работе электроустановки;
  • сотрудников, использующих в работе ПК и иные виды вычислительной техники;
  • учителей, применяющих на уроках устройства, использование которых требует специальных навыков (например, это могут быть проекторы, сетевые маршрутизаторы, серверы);
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • электрика.

Документы по охране труда в ДОУ: инструкции

Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:

  • для заведующего;
  • воспитателей;
  • помощников воспитателей;
  • логопеда;
  • психолога;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физкультуре;
  • бухгалтера;
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • водителя;
  • завхоза;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • кастелянши;
  • медсестры;
  • дворника;
  • повара;
  • электрика;
  • сотрудников, выполняющих работу на ПК и иной вычислительной технике;
  • сотрудников, которые проводят массовые и спортивные мероприятия;
  • сотрудников, отвечающих за перевозку детей и сотрудников ДОУ автомобильным транспортом;
  • сотрудников, осуществляющих стирку белья;
  • сотрудников, осуществляющих приготовление пищи;
  • сотрудников, работающих с электроустановками;
  • сотрудников, которые производят погрузочные и разгрузочные работы.

Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.

Документы по охране труда в школе: программы

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;

С образцом программы первичного инструктажа можно познакомиться в материале «Программа первичного инструктажа на рабочем месте» .

  • обучения сотрудников охране труда.

Скачать образец типовой программы обучения, составленной на основе типового проекта Минтруда РФ, можно в статье «Типовая программа обучения по охране труда - образец» .

Документы в школе: журналы

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Скачать журнал учета инструкций по охране труда, по выдаче инструкций можно в статье «Журнал учета инструкций по охране труда - форма и образец» .

Документы в школе: положения

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

  • «Положение об аттестации работников — образец» ;
  • «Положение о системе управления охраной труда - образец» .

Документы в школе: планы

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

Существуют общие инструкции, которые регламентируют условия работы работников по охране труда, однако они не учитывают отличительные черты отдельных учреждений, хотя они также влияют на права и должностные обязанности инженера по охране труда (ИОТ).

Должностные обязанности всегда прописываются в особой инструкции, где идет перечень того, за что конкретно ответственен специалист. Это нужно по многим причинам, к примеру, для того, чтобы инженер знал, за какой перечень работ он отвечает, таким образом ограничивая его ответственность.

Должностная инструкция полезна при . Ее можно предоставить для ознакомления кандидатуры на место инженера по охране труда, чтобы тот мог сразу понять круг своих задач и не говорил в дальнейшем, что он не знал о каких-либо своих полномочиях.

Также должностная инструкция помогает трезво оценить работу специалиста при чрезвычайных ситуациях, и дает возможность быстро понять, виноват работник в случившемся или нет.

Каждое учреждение, в котором требуется инженер по ОТ, так или иначе, подстраивает должностную инструкцию под свои нужды. Однако есть список обязанностей, которые специалист должен выполнять в любом случае:

В школе

Теперь стоит осветить частные случаи. Инженеры по охране труда очень востребованы в школах, однако там их круг задач сильно увеличивается, так как администрация школ просит специалистов взять на себя не только охрану труда для работников школы, но и безопасность учеников. По-хорошему, этим должны заниматься разные работники, ведь безопасность детей в школе лежит на плечах учителей. Однако зачастую правила по технике безопасности и инструкции по использованию собственности школы прописывают именно инженеры по ОТ.

Также в их обязанности входят и другие задачи:


Как уже было сказано, каждое учебное заведение формулирует свои инструкции для инженеров по охране труда, но нужно быть готовым к тому, что обязанностей может сильно прибавиться.

Обязанности инженера по ОТ на производстве

Очевидно, что на производстве на инженера накладывается большая ответственность, чем в школе. Даже на самом безопасном производстве могут произойти непредвиденные ситуации, приводящие к несчастным случаям. Поэтому инструкция инженера по ОТ на заводах содержит больше задач по обеспечению безопасности сотрудников:


На предприятии может быть несколько инженеров по охране труда, у каждого из которых будет свой круг задач, поэтому часто работа с техникой и сотрудниками разделяется между ними.

Должностные обязанности ИОТ в организации

Если организация не связана с производством продукции, то специалист по ОТ автоматически снимает с себя ответственность за безопасное проведение работ. Однако это не говорит о том, что его задач становится меньше. На фирмах и офисах вектор задач инженера по ОТ смещается в сторону создания комфортных и безопасных условий работы для остальных сотрудников, поэтому и его обязанности сосредоточены именно на этом:

Можно заметить, что работа инженера по ОТ на фирме напрямую связана с тесным контактом с людьми и их пожеланиями, так что к этому нужно быть готовым.

Обязанности ИОТ в строительстве

В строительстве для специалистов по ОТ тоже есть своя специфика. Во-первых, на эту должность почти никогда не берут лиц без опыта работы. Во-вторых, должность инженера по охране труда здесь совмещается с должностью специалиста по технике безопасности. За счет этого задачи инженера по ОТ сильно расширяются. Помимо основных обязанностей у него появляется целый ряд новых:

  • Участие в приемке нового оборудования и техники на строительную площадку, оценка его качества, составление выписки о запуске техники в эксплуатацию
  • Оценка качества поступивших материалов, выявление недостатков
  • Контроль над строительным объектом
  • Проведение обязательных инструктажей для новых рабочих
  • Организация обучения безопасной работе с техникой для всех сотрудников
  • Проверка строительных площадок на соответствие правилам техники безопасности
  • Проведение проверок знаний рабочих правил ТБ
  • Создание программ по улучшению условий работы на строительной площадке
  • Предотвращение случаев травм на рабочем месте
  • Расследование чрезвычайных ситуаций
  • Составление списков рабочих, которым необходимы компенсации за травмы на строительной площадке, и льготников

В крупных строительных компаниях работа инженеров по охране труда организована так, что за каждым специалистом закрепляется один или два строительных участка, за деятельностью на которых инженер и проводит контроль.

Таким образом, специалист будет сосредоточен на работе определенных людей, и сможет лучше оценить их знание ТБ и условия их работы.

Обязанности ИОТ в медицинском учреждении

Возможно, может показаться, что в связи со спецификой медицинского учреждения, у специалиста по ОТ появится много новых обязанностей, но это не так. Конечно, есть пара тонкостей, которые нужно будет учесть, однако от медицинских учреждений ожидать крупных неожиданностей в должностной инструкции не стоит. Помимо основных задач, у инженера по ОТ появится всего лишь пара новых:


Как можно заметить, почти все обязанности схожи со стандартными, только приобретают новый оттенок в связи с особенностями места работы.

Права инженера по ОТ

Этот пункт так же, как и обязанности, описан в должностной инструкции, и он тоже различается в зависимости от места работы, однако общие права все же есть:


Ответственность ИОТ

Специалист по ОТ может быть привлечен к административной или даже уголовной ответственности в нескольких случаях:

  • Если было замечено, что он не выполняет прямые указания руководителя
  • Если его действия или указания привели к травмам на рабочем месте
  • Если по вине инженера было испорчено какое-либо имущество учреждения
  • Если инженер по ОТ превышает свои полномочия
  • Если полученная им документация была использована не надлежащим образом или в личных целях
  • Если специалист не организует трудовую дисциплину на предприятии

По итогу можно сказать, что инженеру по ОТ важно учитывать особенности учреждения, в котором он собирается работать. Нужно трезво оценивать силы и понимать, возможно ли потянуть все те обязанности, которые возлагаются на него работодателем. Лучше для начала ознакомиться со всеми спецификами работы, чем попасть под ответственность.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:


  • Программа противопожарного инструктажа: обязательный…

  • Что такое эффективный контракт в образовании: какую…

  • Суммированный учет рабочего времени, это что:…

  • Чем определяются права и обязанности производителя…

Для того, чтобы было проще вникнуть в проблемы охраны труда в образовательных учреждениях следует отметить, кто чаще всего является ответственным за охрану труда в школе? Если школа не очень большая, то ответственность за охрану труда директор обычно оставляет на себе, в чуть менее трети образовательных учреждениях данными вопросами ведают учителя, 16 % приходится на долю заместителей директора, 15 % на долю завхозов. В редких случаях в образовательном учреждении вводится в штат должность специалиста по охране труда.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев за охраной труда «следит» работник, пусть и руководящий, но без необходимого образования (не считая курсов по 40-часовой программе). Чаще всего, педагоги выбираются из числа гуманитариев, треть из которых вовсе не проходили обучения даже по 40-часовой программе.

Еще одной проблемой охраны труда в школах является скудное финансирование мероприятий, хотя здесь они просто необходимы. Среди основных нарушений охраны труда в средних общеобразовательных школах, выделяемых Госинспекицй труда, являются:

Отсутствие средств индивидуальной защиты вспомогательного персонала;

Отсутствие выдачи смывающих и обезвреживающих средств;

Отсутствие пройденного обучения по охране труда руководителей и специалистов;

Нарушение правил содержания кабинетов повышенной опасности (кабинеты химии, физики) и др..

Труд учителя ни с чем не сравнимый, работать, порой, нужно с утра и до самого вечера, плюс проверка тетрадей, дневников, работу приходится брать на дом. Отвечая за наших с вами детей, педагогические работники, как никто, должен быть компетентен в вопросах безопасности учебного процесса и охраны труда, так как зачастую им самим и детям приходится выполнять работы не свойственные педагогической деятельности (мойка окон, мелкий ремонт кабинетов и т.д.). Таким образом, проблема компетенции руководства в вопросах охраны труда встаёт очень остро.

Тем не менее, нельзя сказать, что в средних образовательных учреждениях все так плохо. Нет, документация, обычно, бывает в порядке, инструктажи пройдены, пакеты нормативных документов и инструкции имеются на всех рабочих местах. С этим обычно проблем не бывает. Однако, какой толк от теории, если нет практики.

В летний период года, здания школ и прикольные территории чаще всего подвергаются ремонту, который выполняют подрядные организации. За горе-работниками так же нужен глаз да глаз и со стороны руководства школы, как непосредственного заказчика услуги. Однако на деле, подрядчики предоставлены сами себе. Компетентные "школьные" специалисты здесь были бы как нельзя кстати. Хотя, чего уж там, такие специалисты были бы кстати в остальных сферах экономической деятельности.

Но все же, специалисты по охране труда в школе из числа педагогических работников не самый худший вариант. При грамотном повышении квалификации таких учителей, они могли бы достойно справляться со своими обязанностями, так как никто лучше них не знает, как по факту проходит учебный процесс.

И напоследок, хотелось бы поздравить всех школьников, их родителей, учителей, преподавателей, студентов и всех тех, кто чему-то учится с Днем Знаний!!! (Хоть и прошедшим). Пусть те знания охраны труда, которые вы приобрели, помогут вам в сложной ситуации!

1. Общие положения

1.1.Инженер по охране труда и ТБ – лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.

1.2. Инженер по охране труда и ТБ назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Инженер по охране труда и ТБ подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Инженер по охране труда и ТБ является непосредственным руководителем педагогических и обслуживающих работников школы.

1.5. Инженер по охране труда и ТБ взаимодействует со всеми структурными подразделениями школы по вопросам обеспечения безопасной работы, структурами и партнёрами района города, с соответствующими вышестоящими организациями и учреждениями по вопросам безопасности.

1.6. Инженер по охране труда и ТБ обязан знать:

Конституцию РФ.

Законы РФ.

Постановления Правительства РФ.

Основы физиологии и гигиены.

2.3.Осуществляет взаимодействие с Окружной антитеррористической комиссией, территориальными правоохранительными органами , формированием ГО и ЧС, службой санитарного государственного контроля , военным комиссариатом , а также организовывает работу по выполнению их решений в части, касающейся учебных заведений.

2.4.Организует и обеспечивает проведение мероприятий по:

Охране труда и созданию безопасных условий организации образовательного и производственного процессов.

Антитеррористической защищенности учебного заведения.

3.12.Проводить воспитательную и разъяснительную работу с персоналом образовательного учреждения по вопросам: личной и общественной (коллективной) безопасности как в образовательном учреждении, так и за его пределами, проявления бдительности, а также по профилактике, выявлению и предупреждению фактов противоправных действий, представляющих угрозу жизни и здоровью персонала образовательного учреждения.

4. Права

Инженер по охране труда и ТБ имеет право:

4.1.Требовать от всех должностных лиц образовательного учреждения и учащихся неукоснительного выполнения требований нормативных документов, регламентирующих безопасность в образовательном учреждении, законодательных и нормативных правовых актов по вопросам соблюдения общественного правопорядка, антитеррористической защищённости, пожарной, электро-, радиационной и экологической безопасности . Проводить целевые проверки по соблюдению режима охраны объекта и, в пределах своих полномочий, принимать меры по совершенствованию охранного режима, надёжному обеспечению защищённости образовательного учреждения от противоправных действий и террористических актов.

4.2.Вносить предложения по совершенствованию деятельности служб образовательного учреждения в обеспечении безопасности учебного процесса.

4.3.Разрабатывать и предлагать документы, инструкции и правила по мерам безопасности, дополнения к имеющим место документам, повышающие качественный уровень и эффективность последних.

4.4.Отдавать распоряжения сотрудникам образовательного учреждения и учащимся в части, относящейся к вопросам обеспечения безопасности в пределах компетенции заместителя директора, определённой настоящей инструкцией.

4.5.Принимать меры распорядительного характера для предупреждения и пресечения предпосылок, создающих опасность жизни и здоровью сотрудников и учащихся образовательного учреждения, защиты от терроризма и других опасных явлений.

6.7.За непринятие мер по предупреждению (пресечению) нарушений в образовательном учреждении законодательства РФ, норм морали, нравственности, правил внутреннего распорядка.

6.8.За предоставляемые отчётные данные.

6.9.За иные нарушения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федера­ции.

Директор _____________________/

С инструкцией ознакомлен(а):

Инженер по охране труда и ТБ _____________________/


Close