Болезнь - такое состояние организма, при котором нарушается нормальная жизнедеятельность и способность поддерживать саморегуляцию, уменьшается продолжительность жизни, что вызвано ограничением функциональных и энергетических возможностей в их противопоставленности патогенным причинам.

Номенклатура болезней включает широкий перечень названий существующих нозологических форм, которые используются в медицине для единообразного обозначения патологических состояний. Вплоть до сегодняшнего дня такой список заболеваний не завершён.

Специфика любой инфекционной болезни заключается в её цикличном характере. Выделяются следующие последовательные периоды болезни: инкубационный, начальный, разгара болезни и выздоровления. Каждый из них обладает своими особенностями.

Латентная стадия заболевания

Данную стадию называют также инкубационной. Это период скрытого, не проявляющегося клинически развития: от того момента, когда патогенный агент оказал влияние на организм, до развития первых симптомов болезни. Особенностью данного этапа является всё возрастающее снижение способности организма предотвращать болезнетворное воздействие, адаптивные механизмы работают уже не так эффективно. В этот период выраженных симптомов не наблюдается, но, если человек выполнит нагрузочные тесты, могут выявиться отдельные признаки.

Инкубационный период болезни продолжается от нескольких минут до нескольких месяцев, а порой даже и лет. Всё зависит от сопротивления организма влиянию болезнетворного агента, того, насколько он способен преодолеть с помощью защитных приспособлений возникающие нарушения. Лишь после воздействия сильных ядов наступает почти мгновенное отравление (не дольше, чем через несколько минут). Если вовремя установить латентный период, это значительно облегчит профилактику и борьбу с заболеванием.

Какие еще периоды болезни существуют?

Стадия предвестников

Ещё одно название данного этапа - продромальный. Он наблюдается с момента первых проявлений и продолжается вплоть до развития обычной клинической картины. Стадия продромы - закономерный итог недостаточной эффективности процессов адаптации, основная функция которых - нормализовать гомеостаз организма в то время, когда действуют причины болезни.
На данном этапе появляются первые субъективные и объективные неспецифические признаки: быстрая утомляемость, недомогание, болезненные ощущения в мышцах и суставах, раздражительность, уменьшение аппетита, чувство дискомфорта, головные боли, повышение температуры, иногда озноб и т. п. Рассмотрим остальные периоды болезни.

Этап выраженной болезни

Во время стадии выраженных проявлений, или разгара, появляются характерные для болезни общие и местные симптомы. Если она проходит неблагоприятно, могут возникнуть разного рода осложнения (например, кома при сахарном диабете). В то же время на данном этапе развития адаптивные механизмы всё ещё продолжают действовать, хотя уже и не так эффективно, чтобы самостоятельно купировать болезнь.
В этот острый период болезни развиваются основные признаки, при этом одни заболевания имеют более-менее определённую продолжительность течения (в особенности инфекционные), другие же, особенно хронические, таким свойством не обладают.

Наблюдаются следующие формы заболеваний:

Точные сроки не могут быть установлены, так как всё зависит от специфики патологии, интенсивности и времени воздействия болезнетворного агента на организм, выносливости самого человека.

Основные периоды болезни рассмотрены. Но есть еще этап выздоровления или другие варианты исхода патологии.

Существуют следующие варианты окончания болезни: выздоровление (неполное и полное), рецидив, ремиссия, осложнение, перерастание в хроническую, смерть.

Полное выздоровление

Состоит в том, что формируются эффективные адаптивные реакции и процессы, успешно ликвидирующие причину и/или патогенные последствия болезни, восстанавливающие саморегуляцию организма в полном объёме. Однако нет гарантий, что организм вернётся к своему доболезненному состоянию. После выздоровления появляются качественно и количественно иные показатели жизнедеятельности, происходит формирование новых функциональных систем, меняется активность метаболизма и системы иммунобиологического надзора, развивается также и множество других адаптивных изменений. На это влияют основные периоды течения болезни.

Неполное выздоровление - характерно для организма в тех случаях, когда сохраняются остаточные явления болезни и отдельные отклонения от нормы.

Рецидив

Рецидив - повторное усиление или повторное развитие признаков заболевания после того, как они уже были устранены или ослаблены. Симптомы похожи на симптомы первичной болезни, но в некоторых случаях могут иметь различия. Рецидив случается чаще всего из-за действия причин, вызвавших первоначальный эпизод недомогания, уменьшения эффективности адаптивных механизмов или способности организма сопротивляться каким-либо факторам. Это характерно для периодов инфекционных болезней.

Ремиссия

Ремиссия - такой этап болезни, который характеризуется временным смягчением (неполная, сменяющаяся затем рецидивом) или ликвидацией (полная) симптомов. Чаще всего этот период возникает как следствие или особенность причин болезни либо связан с изменениями пациента, а также с лечением, которое не позволяет выздороветь полностью.

Осложнение

Осложнение - такой процесс, который получает своё развитие на фоне болезни, но не обязательно является для неё характерным. Чаще всего осложнения возникают как итог косвенного действия причин болезни либо же связанный с составляющими процесса её протекания (например, при язве может произойти перфорация стенок кишечника или желудка).

Летальный исход

Если заболевание развивается неблагоприятно, вероятно перерастание его в хроническое, имеющее затяжной характер, а также такой период развития болезни, как смерть пациента, когда организм не способен приспособиться к новым условиям, истощается, и дальнейшее существование становится невозможным.

Прямой причиной смерти выступает остановка сердца, которая может быть обусловлена как его поражением, так и нарушением работы центров головного мозга, на которых лежит ответственность за регуляцию функций сердечно-сосудистой системы. Ещё одно основание - остановка дыхания, случающаяся при параличе дыхательного центра, находящегося в продолговатом мозгу, вызванная анемией, кровоизлиянием, опухолью или воздействием таких ядов, как цианид, морфин и т. д.

Стадии

Смерть включает в себя следующие стадии:

  • преагония;
  • терминальная пауза;
  • агония;
  • клиническая смерть;
  • биологическая смерть.

Первые четыре этапа при условии своевременных врачебных мероприятий могут быть обратимы.

Для агонии характерны нарушения механизмов центральной нервной системы и изменения всех функций организма, важных для жизни: дыхания, деятельности сердца, понижения температуры, расслабления сфинктеров. Часто больной теряет сознание. Такое состояние длится от нескольких часов до двух-трёх суток.

Следующий после агонии этап - клиническая смерть, и она является принципиально обратимой. Признаки: прекращение дыхания, кровообращения и биения сердца. Этот период при нормотермии длится 3-6 минут, но может пролонгироваться до 15-25 минут при гипотермии. Длительность его зависит от степени гипоксии нейронов, находящихся в коре головного мозга.

При клинической смерти требуется проводить к числу которых относятся:

  • искусственная вентиляция лёгких;
  • восстановление кровообращения и сердечной деятельности, включающее массаж сердца, если нужно - дефибрилляцию, запуск искусственного кровообращения с применением оксигенированной крови;
  • корректировка кислотно-основного состояния и восстановление ионного баланса;
  • улучшение состояния системы саморегуляции и микрогемоциркуляции организма.

После того, как организм удаётся оживить, он находится какое-то время в нестабильном постреанимационном состоянии, включающем следующие стадии:

  • временное регулирование жизнедеятельности организма;
  • преходящая дестабилизация;
  • налаживание жизнедеятельности и выздоровление.

Биологическая смерть - такое прекращение жизни человека, которое имеет необратимый характер. Целостное оживление организма уже невозможно, но сохраняется вероятность возобновления работы некоторых органов. Таким образом, хотя этапы болезни имеют условный характер, такая классификация используется довольно широко.

Мы рассмотрели основные периоды болезни.

Основы исторического знания

История изучает прошлое человечества во всём его многообразии и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего развития. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». И действительно, люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы. С появлением письменности открылась более совершенная форма передачи знаний об обществе.

Прошлое не исчезает бесследно, а продолжает жить в накопленном опыте человеческого общества. Без прошлого нет настоящего. Обобщение и обработка накопленного опыта человечества и есть первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории пытаются воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. В связи с этим наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений в истолковании тех или иных исторических событий. Существуют разные ответы на глобальные вопросы развития человечества. Но при этом всё равно существует объективная истина. Поиск этой истины во все времена является главной задачей историка. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его – важная задача историка.

История состоит из всемирной истории (всеобщей) и истории отдельных стран и народов (отечественная история). История подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. История имеет отрасли: экономическая история, военная история, историческая география и т.д.

Историки прошлого объясняли ход исторического процесса или как следствие «божественного провидения» или как результат действий отдельных полководцев и правителей (это провиденциализм – ход истории определяется богом). Но позже ему на смену приходит рационализм (от лат. ratio – разум, ум). Здесь исторический процесс имеет другие причины – это воля человеческого разума. В 18 веке исторические знания стали превращаться в науку. Ход истории стали объяснять в зависимости от природно-климатических факторов, уровня просвещения общества, системы законов, нравов, обычаев и т.п. Внимание историков стали привлекать промышленность, финансы, торговля.

Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательство выводов – обязательная черта любой науки, в том числе и истории. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы или класса исторических источников:

1. Вещественные

2. Письменные

3. Изобразительные

4. Фонические

В связи с этим существуют науки и вспомогательные дисциплины, которые помогают историку раскрывать полную картину исторического процесса.

1 Археология – это наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Она исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, украшения) и целые комплексы (поселения, могильники), которые открываются археологическими раскопками. На основании этого археология восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

1. Как вы объясните важность археологии?

2. Бесспорны ли выводы, которые делают археологи?

2 Лингвистика – наука, изучающая сходства и различия языков. С развитием человечества возникает язык, как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих обществ и их слабая связь приводят ко все большему обособлению языков. Эту сферу человеческой истории изучает лингвистика.

3 Письменные источники : с развитием человечества усложняется жизнь людей, для облегчения жизни человек изобретает письменные знаки – деловые записи, законы, переписка и т.д.

4 Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство и денежное обращение.

5 Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников (материал, чернила и т.д.)

6 Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий.

7 Геральдика – вспомогательная дисциплина, изучающая гербы.

8 Сфрагистика – изучает печати.

9 Метрология – изучает развитие системы мер, денежного счёта и единиц налогового обложен

Первобытный мир.

Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

Что такое государство: П.о.- это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.

2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.

3) железный век: с1 тыс. до н.э.

У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

Что особенно влияло на уровень развития народов?

Какие главные особенности этих периодов истории человечества.

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

Палеолит – ранний палеолит, собирательство и охота, применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад – это поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

Ученые не редко поздний палеолит называют «костяным веком».

Окончательно утверждается родовая община.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, к тому же именно женщина играла главную роль в хозяйстве- матриархат, он продолжалсядо времени распространения металла.

Мезолит - среднекаменный век 10-8 тыс. лет назад. Усложняются орудия труда, например топор, изобретен лук, научились делать силки и ловушки для зверей, уже знали рыболовство, началось одомашнивание животных – это уже была собака и свинья.

Неолит – последний период каменного века 6-4 тыс. лет назад.

Уже глиняная посуда, строили лодки, плели сети, ткали одежду. Значительные изменения в технике и формах производства называют – неолитической революцией. Самым важным ее достижением – это переход от присваивающего хозяйства к производящему, разделение на земледелие и скотоводство, и появление первых государств: Шумер, Египет.

Бронзовый век сначала меднокаменный век – энеолит. Освоение производства металла стало новым скачком в развитие человечества, но ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На нашей территории – это Северный Кавказ, Средняя Азия, Урал и Сибирь. Переход к металлическим орудиям труда привело к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины- пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством привело к передвижению родов, их объединение и укрепление. Именно в этот период возникает имущественное неравенство и частная собственность.

Железный век изготовление орудий труда из железа начинается с 1 тыс.до н.э. широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, дешевизна его по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесов для земледелия, улучшилась обработка земли. Усовершенствуется ремесло, а это привело к отделению его от земледелия. Широкое использование железа привело к изменениям в общественных отношениях – начинается разложение первобытно-общинных отношений.

«От первобытности к цивилизации»

Термин «цивилизация» пришел к нам из античного мира: латинский корень «civis», что означает «городской, государственный». Это слово противопоставлялось понятию «sil» «silv» «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой варварской. Понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков. Существует множество теорий цивилизаций, отсюда и определений цивилизаций много, но главную их суть можно выразить так: «Цивилизация – это определенный уровень материальной и духовной культуры какой-либо общности людей»

Примерно в III – II тыс. до н.э. часть человечества совершила гигантский шаг – перешла от первобытности к цивилизации.

2. Период зрелости

Понятие «зрелый возраст» применяется для характеристики жизни людей в возрасте от 21 года до 59-60 лет у мужчин и от 20 до 54-55 лет у женщин. В свою очередь, он подразделяется на два периода: 1-й период - от 21 года до 35 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Этот период коротко можно охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития. Второй период - от 36 до 59-60 лет у мужчин и от 36 до 54-55 лет у женщин. У людей в этом возрасте отмечаются явления нейроэндокринной перестройки, постепенное, но прогрессирующее снижение основных физиологических показателей, появление первых клинических признаков заболеваний, свойственных более старшему возрасту, что в значительной степени обусловлено снижением адаптивных изменений, происходящих в организме (мелкие травмы, остаточные явления после перенесенных заболеваний, интоксикации разного происхождения, малые и большие стрессы и т.д.).

Основанием для объединения этих двух достаточно различных возрастных групп в одну («зрелый возраст») послужило то обстоятельство, что именно в этом возрастном диапазоне человек занимается общественно полезным трудом и на него рассчитаны различные виды законодательства - трудового, уголовного и т.д. Кроме того, в усредненном виде можно говорить о том, что именно в этот период наблюдается максимум соответствия между календарным (паспортным) и биологическим возрастом.

Несмотря на то что в «зрелом возрасте» выделены два возрастных периода, между ними практически нет строго очерченной границы, или она зыбка и строго индивидуальна. Однако не без основания часто выделяют особый, рубежный возраст. У мужчин - это условно 40 лет, у женщин на несколько лет меньше, почти совпадающий с границей между первым и вторым периодами зрелого возраста. Этот рубеж - 40 лет - отличается рядом особенностей. С одной стороны, в возрасте 40 лет человек (в данном случае мужчина) достигает максимума (потолка) своих потенциальных возможностей. Интенсивность и производительность его труда, особенно умственного, очень высока. Накоплен большой жизненный и трудовой опыт. У большинства людей их знания, опыт приносят максимальную отдачу или только начинают ее приносить. Человек в свои 40 лет становится максимально полезным членом общества, его ценят и на работе и дома. Однако именно в этом возрасте закладывается и начинает разыгрываться своеобразная трагедия - определяется несоответствие между физическим состоянием тела и умственным потенциалом «хозяина» этого тела, наблюдается разрыв между желаниями и возможностями их воплощения. В условиях, когда мозг работает с высокой интенсивностью и отдачей, а главное - еще способен работать в таком режиме достаточно долго, в организме начинаются деструктивные процессы и неблагоприятные перемены - он начинает стареть. И хотя до старости еще далеко, процесс накопления нежелательных отрицательных изменений необратим и неумолимо нарастает.

В норме зрелый возраст характерен наличием прямой зависимости между физическим развитием человека и его календарным возрастом. Показателями физического развития организма человека можно считать массу и форму тела, состояние нервной, эндокринной, кровеносной и мышечной систем. Оценивается также состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, осанка и другие морфологические и функциональные признаки.

Вариантом расчета собственной массы является формула (индекс) Брока. По этой формуле, нормальная масса взрослого человека должна быть равна длине тела (в сантиметрах) за вычетом условной единицы, составляющей 100, т.е. при росте 175 см масса тела равна разнице между 175 и 100, составляя, таким образом, величину 75 кг. Однако эта формула применима лишь к людям, рост которых не превышает 180 см. Для таких случаев, а также для более комплексного учета всех особенностей телосложения человека применяют различного рода номограммы. Они имеются во многих руководствах и справочниках. В любом случае масса тела является одной из основных характеристик человека зрелого возраста. Если в детском, подростковом и юношеском периоде можно было надеяться, что масса тела с возрастом придет в норму, то для зрелого возраста, особенно второго периода, т.е. от 35 лет и старше, таких надежд больше нет. Чем старше становится человек, тем чаще он должен соразмерять свой аппетит с реальной потребностью организма в пище. С возрастом снижается интенсивность обмена, понемногу атрофируются ткани, особенно мышечная (с 43 % от массы тела у 30-летнего мужчины до 25 % - в 70-летнем возрасте), в результате снижается потребность в питании. Между тем у большинства людей аппетит не уменьшается, все больше и больше возрастают запасы жира и, как следствие, растет масса тела. А это уже опасно - развиваются атеросклероз, ожирение, ослабление деятельности сердечной мышцы, очень реально возникновение гипертонии с ее возможным проявлением в форме инфаркта миокарда или инсульта. Это - последствия переедания. Имеется даже выражение: «Человек роет себе могилу зубами».

Имеется еще одна причина возрастания массы тела у людей зрелого возраста. Она заключается в том, что с возрастом человек начинает меньше двигаться. Гиподинамия стала настоящим бичом для человечества, так как постоянная мышечная работа, двигательная активность не только поддерживают работоспособность человека, но и положительно влияют на все органы и системы организма, повышают их устойчивость к воздействующим факторам, особенно стрессового характера. В этих условиях гиподинамия, нарушая исторически, эволюционно выработанный режим жизнедеятельности организма человека, является фактором, способствующим появлению и развитию многих современных болезней - ишемической болезни сердца, гипертонии, инфаркта миокарда, инсульта, болезней крови, мышечной и костной систем. Поскольку постоянная мышечная активность является мощным стимулятором для иммунной системы организма, то в условиях ограниченной мышечной активности происходит ослабление защитных функций иммунной системы, и организм человека становится слабозащищенным перед действием окружающих его враждебных факторов - различного рода инфекций микробной или вирусной природы, перегревания и переохлаждения и т.д.

Возрастные изменения после 40 лет жизни постепенно охватывают весь организм человека, все его органы и системы. Выше мы частично охарактеризовали часть изменений в мышечной системе. Помимо общего уменьшения собственно мышечной массы наблюдается снижение эластичности мышц и связочного аппарата, уменьшаются сила мышц и соответственно физическая сила человека, возрастает скорость развития физического утомления и общее время, необходимое для восстановления затраченных усилий.

В костной ткани меняется соотношение органических и минеральных составляющих. Если в юношеском возрасте минеральные вещества составляют не более 50%, то в среднем возрасте их концентрация достигает 65%, а у стариков - 80%. Следствием этого становится возрастание хрупкости костей, большая вероятность их излома при одновременно снижающейся способности к срастанию вследствие частичной потери способности к регенерации костной ткани. Аналогичная тенденция проявляется и в отношении суставов. С одной стороны, из-за уменьшения эластичности и гибкости связок и суставных сумок, а с другой - из-за постепенного «истирания» суставных поверхностей происходят заметное затруднение и ограничение движений. В наибольшей степени подобным изменениям подвержены коленные, тазобедренные суставы и суставы позвоночника, которые испытывают на протяжении жизни человека постоянные и наибольшие нагрузки. Эти изменения могут обусловливать или усиливать специфические заболевания опорно-двигательного аппарата: артриты, полиартриты, остеохондрозы и другие болезни, хорошо знакомые людям зрелого и пожилого возраста. Изменяется и осанка человека. В возрасте после 40 лет имеются уже заметные отличия во всем облике, особенно если сравнивать фигуру молодого человека с фигурой зрелого или пожилого. В последнем можно видеть большую грузность, движения более замедленны и экономичны, а в более старшем возрасте - уже просто осторожны. Отмечается разная степень сгорбленности.

Естественные возрастные нарушения отмечаются и в деятельности сердечно-сосудистой системы. Ряд показателей, характеризующих уровень активности сердца, кровеносных сосудов, а также систем их регуляции в центральной нервной системе претерпевает определенные изменения. Если в возрасте 25-40 лет большинство этих показателей у здоровых людей находится в норме, то после 40 лет и в сердечной мышце, и в мышечной оболочке кровеносных сосудов происходит увеличение относительной доли соединительной ткани. Это приводит к сужению просвета сосудов, а мышечная ткань сердца ослабевает. В результате количество крови, протекающей по сосудам, уменьшается. Поскольку аналогичные изменения касаются и артериальных сосудов, питающих сердечную мышцу, то сердечная мышца «чувствует» последствия таких изменений еще сильнее.

Обобщающим показателем, характеризующим работу сердечнососудистой системы, является давление крови. На практике уровень артериального давления измеряют в фазе сердечного сокращения (систола) и в фазе сердечного расслабления (диастола). В первом случае регистрируют так называемое систолическое давление, а во втором - диастолическое. Возрастная тенденция изменения этих показателей проявляется в повышении величины как систолического, так и диастолического давления

Величина артериального давления меняется в зависимости от эмоционального состояния, физической нагрузки, времени суток и др.

Второй период зрелого возраста требует как минимум постоянного слежения за самочувствием, регулярного измерения уровня давления крови, самоограничения в «удовольствиях» и своевременного консультирования у врача при всех случаях повышения давления, при наличии головных болей, особенно в затылочной части головы.

В обществе на людей зрелого возраста лежала и лежит основная производственная нагрузка. Этим и объясняется многообразие форм патологии, присущей человеку зрелого возраста. Основную долю такой патологии составляют травматизм (производственный и бытовой), болезни сердечно-сосудистой системы, опухолевые заболевания.

Одна из особенностей зрелого возраста состоит в том, что человек по мере увеличения возраста утрачивает критическое отношение к собственным возможностям: ему кажется, что он еще молод, силен и ловок, что он успеет отреагировать, отвернуться, увернуться. Однако на деле оказывается, что хотя человек еще не стар, но скорость его реакции, сила и ловкость уже далеко не те. Подобные ситуации также чреваты риском травматизма.

Серьезной проблемой, особенно затрагивающей лиц зрелого, творчески активного возраста, стал рост числа сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сосудистые поражения центральной нервной системы и др.). Факторы, реально увеличивающие риск их возникновения, постоянно сопровождают жизнь современного делового человека: нервное напряжение, недостаточная физическая нагрузка, нерациональное и избыточное питание, злоупотребление алкоголем и курением. Таким образом, эти факторы социальны по своей природе и требуют систематических профилактических мероприятий государственного, общественного и медицинского характера (организация рационального режима труда и отдыха, питания, развитие массовых форм физкультуры, создание оптимального психологического климата, активное выявление заболевших, своевременное лечение и др.).

Для людей зрелого и пожилого возраста остро стоит проблема злокачественных новообразований. Смертность от них в большинстве экономически развитых стран увеличилась за последние 50-60 лет в 2-3 раза и достигает 2 млн. человек в год. Вместе с тем, хотя природа опухолевого роста полностью еще не раскрыта, уже имеются достаточно оптимистичные надежды на резкое снижение заболеваемости и смертности от рака в первой половине двадцать первого столетия.

Отдельную проблему составляют алкоголизм и тесно связанные с ним наркомания и токсикомания. Если еще 2-3 десятилетия назад она затрагивала в основном лиц зрелого возраста, то теперь сильно «помолодела» и приобрела масштабы общечеловеческой беды. Но эта проблема требует своего самостоятельного рассмотрения.

Последние годы зрелого возрастного периода для многих лиц чреваты дополнительными психическими нагрузками, обусловленными семейными и личными причинами. В эти годы появляются внуки, возраст начинает проявляться со своей негативной стороны, человек начинает решать для себя задачу ухода на пенсию и готовиться к ней. Человек вступает в новый для себя период жизни.

Вирусные гепатиты у детей разных возрастных групп

Периоду новорожденности свойственна функциональная лабильность и быстрая истощаемость костного мозга. Под влиянием неблагоприятных воздействий: острых и хронических инфекций...

В предоперационном периоде проводят тщательное обследование больного с целью выявления отклонений в деятельности дыхательной, сердечнососудистой и других систем, нарушений функции печени и почек...

Инфузионная терапия в хирургической клинике

Во время хирургического вмешательства многие причины приводят к нарушениям водно-электролитного баланса. Кровопотеря. Наибольшее значение как источник острого жидкостного дефицита имеет кровопотеря...

Инфузионная терапия в хирургической клинике

Даже при использовании многочисленных методов исследования точное заключение о размерах потери или избытка жидкости является трудным. Часто в диагностике состояния помогают предположения врача...

Инкубационный период имеет продолжительность от 2 до 14дней. Начало заболевания - малозаметное, постепенное. При кожной форме появляется зудящее красное пятно на коже, часто воспринимаемое больным как укус насекомого...

Массовые инфекционные заболевания современности

Длительностью от 7 до 48 дней. Болезнь характеризуется четкой цикличностью течения. Можно выделить следующие клинические периоды: начальный (лихорадочный), олигурический, полиурический. Начало болезни, как правило, острое, бурное...

Медицина Древней Индии

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская". Расцвет хараппской культуры приходится на конец III -- начало II тысячелетия до н. э...

Онтогенез дыхательной системы

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ Легкие плода не являются органом внешнего дыхания, однако они не бывают спавшимися. Альвеолы и бронхи их заполнены жидкостью, которая секретируется преимущественно альвеолоцитами II типа...

Онтогенез дыхательной системы

ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ Вентиляция легких. На ранних этапах онтогенеза характерными чертами дыхания являются частый и очень стабильный его ритм, относительно равное распределение времени между вдохом и выдохом...

Особенности лечебной физической культуры при инсульте

В эти периоды возрастает значимость решения задач по активному перемещению пациентов с помощью дополнительной опоры и специальных средств (коляски), совершенствованию ходьбы и навыков самообслуживания...

Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде

За послеоперационным периодом следует период выздоровления, когда больной из больничного учреждения уже уходит, но вполне выздоровевшим считаться еще не может. В этом периоде больной, ослабленный операцией, длительным лежанием...

Учение о болезни. Терминальные состояния. Смерть. Признаки. Анабиоз. Спячка

Наблюдаются следующие исходы болезни: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть. Выздоровление -- процесс, который ведет к ликвидации нарушений, вызванных болезнью...

Каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Если мы спросим у любого родителя: "Какой возраст ребенка вы считаете самым лучшим?", то наверняка услышим в ответ: "Каждый период жизни малыша хорош по-своему". В младенчестве – возможностью наблюдать, как из беспомощного существа формируется личность. В дошкольном возрасте – необходимостью помогать ребенку приобретать новые знания и навыки. В подростковом периоде – возможностью видеть, как в маленьком некогда человечке проявляются первые черты взрослого, уверенного в себе юноши или девушки.

Да, каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Что такое " кризис возраста"


Возрастной кризис – это переломные моменты в развитии ребенка, разграничивающие разные периоды его жизни. Суть возрастных кризисов в том, что у человека изменяется система связи с окружающей действительностью и его отношения к ней. Другими словами, меняется ведущая деятельность ребенка, в результате чего у него проявляются резкие изменения личности и психологические сдвиги. Отметим, что кризис можно считать как хорошим, так и плохим периодом в развитии.

К негативным моментам возрастного кризиса можно отнести такие факторы, как:

  • во время кризисов ребенок сильно меняется – появляется негативизм (например, когда родители просят ребенка сделать что-то, а он проявляет негативную реакцию и отказывается выполнять требования).
  • появляется плохое поведение (не исключается и проявление деспотизма) – наблюдается капризность и строптивость, а также возрастает количество конфликтов с окружающими.

Если же говорить о положительных моментах возрастного кризиса, то нельзя не упомянуть то, что именно в такие периоды ребенок учится по-новому общаться, у него появляются новообразования и изменяется ведущая деятельность.

Какие бывают детские "кризисы"

Кризис новорожденности – это самый первый переломный период в жизни ребенка, который отделяет внеутробное психологическое развитие малыша от его внутриутробной жизни. Существует две причины появления такого кризиса: физиологические (ребенок отделяется от матери и попадает в другие условия) и психологические (психика у только родившегося младенца представляет собой безусловные рефлексы).


Второй кризисный период наступает в младенческом возрасте и имеет название "кризис одного года". Внешне он проявляется в виде непослушания, криков и истерик. Причиной кризиса одного года специалисты считают социальную ситуацию разрушения полной слитности новорожденного со взрослым. Именно в этот период малыш осознает, что он ребенок, а родители – взрослые.

В период раннего детства начинается новый переломный момент – кризис трех лет . В это время малыш начинает понимать, что он не просто ребенок, а личность, которая имеет свое место в обществе. И произнося сакраментально "я сам", малыш стремиться закрепить свое место в мире. В свое время знаменитый советский психолог Выготский описал основные характеристики этого периода следующим образом:

  • упрямство – невозможность (нежелание) отказаться от своего желания (решения);
  • негативизм – стремление сделать прямо противоположное тому, что сказали;
  • обесценивание – попытки сломать любимые игрушки, обозвать маму или папу и т.д.;
  • строптивость – отрицание норм воспитания или образа жизни в семье;
  • бунт или протест – провоцирование конфликтных ситуаций при малейшем проявлении сомнений в самостоятельности ребенка;
  • деспотизм – стремление навязать взрослым свои желания, с тем, чтобы они сделали все, что ребенок захочет.

Следующий кризис настигает ребенка в дошкольном возрасте, когда игра, как ведущая деятельность, исчерпала себя, а на смену пришло понимание того, как и что работает. Специалисты называют данный период "кризис идентичности " или "кризис семи лет". В этом возрасте у ребенка активно развивается воображение, произвольная память и поведение, а также формируются элементы учебной деятельности. То есть, будущий школьник осознает, что настало время взрослеть, подстраиваться под общество и прислушиваться к мнению и желаниям окружающих. Естественно, изменение жизненной парадигмы вызывает у ребенка психологический дискомфорт и непроизвольный протест, который проявляется в:

  • кривлянии;
  • притворстве;
  • капризах;
  • вертлявости;
  • демонстрации нарочито взрослого поведения.


Следующий кризисный период (подростковый, пубертатный кризис ) является наиболее значимым переломным моментом в жизни ребенка, так как он связан не только с психологическими, но и физиологическими изменениями. Ну а поскольку в двух словах рассказать о нем невозможно, в самое ближайшее время мы посвятим ему отдельную статью.

Как с бороться с возрастными кризисами

Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.

К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.

А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.

В развитии ребенка выделяют несколько периодов, имеющих специфические особенности. Эти периоды называют критическими или возрастными кризами из-за чрезвычайной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушения ее функции.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые два-три года жизни. Однако своеобразным критическим периодом являются роды. Они являются мощным стрессом, отражающимся на функциях всего организма и нервной системы в первую очередь. Роды – ответственный момент для всего последующего развития, в период новорожденности происходит приспособление организма новорожденного к новым условиям существования. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает чувством терхмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с интеллектуальным: чем увереннее передвигается ребенок, тем у него лучше развиваются психические функции, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития психических и речевых функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. До двух – двух с половиной лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от двух до четырех лет поведение ребенка может заметно измениться. В это время наблюдается значительное увеличение роста, сопровождающееся некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно выраженное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженное тяготение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является не всегда понятное родителям упрямство. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное, с точки зрения ребенка, поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте пяти–семи лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый дошкольным критическим периодом. В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет достаточной самокритики и достаточного самоконтроля, не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу у ребенка могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью его к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточивать внимание на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, если к ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В раннем дошкольном возрасте впервые могут проявляться психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте двенадцати–шестнадцати лет подросток вступает в так называемый пубертатный критический период. В этом возрасте происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым созреванием. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются прочные поллюции (семяизвержения), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера. Особенно большие изменения наблюдаются в поведении подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков бурное противодействие, они становятся заносчивыми и самоуверенными, проявляют стремление быть или казаться;

взрослыми. Такое стремление иногда выражается в нежелательных формах, например неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Дети начинают курить, проявляют интерес к алкоголю, думая, что выглядят взрослыми. Иногда стремление казаться взрослыми выражается в том, что мимика и жесты подростков приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к шестнадцати годам обычно наступает «фаза успокоения». Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло. Нежелательные проявления оказываются особенно ярко выраженными у тех подростков, которые имеют те или иные нарушения нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. В том случае, если у ребенка имеет место заболевание нервной системы, эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры с целью предупреждения нежелательных явлений, которые возникают во время критических периодов развития. Если во время таких кризов у ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо осуществить систему определенных медицинских и коррекционно-воспитательных воздействий.

Есть основание полагать, что к восемнадцати– двадцати годам формирование нервной системы в общих чертах завершается. Так, например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних и более старшего возраста примерно одна и та же. Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика. Эволюционно-динамический подход к разнообразным поражениям нервной системы показывает, что часто такие поражения представляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, словно из первичной заготовки вытачивается лишь первое приближение к желаемому образцу. При этом под образцом не следует понимать некий идеал нормы, под который необходимо подгонять все возможные варианты развития. Стандартизация здесь недопустима. Скорее, под желаемым образцом можно понимать такой индивидуальный вариант, который удовлетворяет хотя бы минимуму требований, основанных на среднестатистических показателях. Однако и в таком случае важно не только оценить уровень развития, но и определить дальнейший прогноз. В отсутствии прогноза, кстати, заключается методологическая несостоятельность многих тестов, оценивающих интеллектуальное развитие. Большинство таких тестов подобны фотографиям, фиксирующим множество различных деталей, но только на данный момент. Между тем прогноз динамики развития не менее важен, чем состояние на момент обследования.

Наблюдения показывают, что наряду со среднестатистической планомерно восходящей кривой нормального развития существуют варианты временного отставания с последующим резким «рывком» вверх, и наоборот, первоначальное заметное превышение средних нормативов сменяется почти полной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов. Многофакторный анализ «профилей развития» и их возможной динамики относится к числу актуальных задач неврологии, особенно при обследовании детей школьного возраста.

Школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования к явно нестандартной массе учеников. Понятно, что наибольшее внимание привлекают неуспевающие школьники. Специальные неврологические исследования показывают, что среди неуспевающих школьников весьма часто встречаются дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой заключается в недоразвитии отдельных функциональных систем мозга или в недостаточной организованности межсистемных связей. Например, недоразвитие центров письменной речи обусловливает трудности при обучении правописанию. Встречаются также изолированные дефекты чтения, счета, моторная неловкость, не позволяющая аккуратно писать, хорошо рисовать. К сожалению, нередко подобные ученики огульно зачисляются в разряд неспособных и иногда даже ставится вопрос о переводе их во вспомогательную школу. На самом же деле здесь имеются вполне конкретные неврологические расстройства, хорошо поддающиеся коррекции.


Close