Дифференциация Г – К в словах

Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.

Ход занятия:

I . Повторение.

Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.

(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

II . Знакомство с темой

Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чемзаключалась ошибка Миши?

Пишет Миша – Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктант он в школе,

А думал о футболе.

Оттого – то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ!

В чем заключалась ошибка Миши?

Какие два значения имеет слово КОЛ?

Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.

Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)

Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)

III . Закрепление.

    Соотнести звуки с буквами к, г

Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].

    Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.

Я услышал: у ворот

Замяукал громко … (кот)

Вышел суп совсем не плох

В нем картофель и … (горох)

Почему же Ким веселый?

Он идет сегодня в … (школу)

Бегать быстро я могу

И по улице … (бегу)

Утром к реке по чудесной дороге

Быстро бегут загорелые …(ноги)

Для больного человека

Нужен врач, нужна …(аптека)

Идут морозные деньки

Нужны нам лыжи и …(коньки)

Свой железный язычок

Прячу я под колпачок

Созываю на урок

А зовут меня…(звонок)

    Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.

Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.

Утюг-… молоток-…

Листок-… берег-…

Овраг-… сапог-…

Галстук-… клубок-…

    Работа в тетради по карточкам

Задание: Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,

зна..., рыно..., клубо..., вра…

IV . Физминутка.

Как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

В даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

А шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

    Работа по карточкам

    Слоговой состав.

Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.

Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.

V . Домашнее задание

Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2.То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

VI . Итог.

- какие буквы различали на письме?

Как проверить сомнительную согласную в конце слова?

Конспект фронтального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Г]-[К] »

Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки, карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.

Ход занятия:

I .Организационный момент:

Сообщение темы занятия.

У леса на опушке, высоко на суку

С утра поёт кукушка: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

Внизу бежит речушка по жёлтому песку,

Поёт кукушка звонко: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

ГА-ГА-ГА – гогочет гусь,

Я семьёй своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Всё гляжу - не нагляжусь.

II . Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

А звук [К] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

III . Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков.

Инструкция 1:

[Г] среди других звуков:

Г, к, н, м, п, г, л.

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] среди других звуков:

Г, к, н, м, п, к, л.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в слогах.

Инструкция 1:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в слогах:

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в слогах:

Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в словах.

Инструкция 1:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в словах:

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в словах:

Игра – икра – гол – кол – игра - икра.

    определить позицию звука в слове:

Инструкция 1:

Определи место звука [Г] :

ГАЗЕТА, РОГА, ГАРМОНЬ, ГОЛУБЬ, РАДУГА, ОГОНЬ,ГРИБ, ГНЕЗДО.

Инструкция 2:

Определи место звука [К] в словах и распредели их по вагонам :

КАБАН, РЕКА, РАК, КАМЕНЬ, ОКНО, ХОМЯК, КАПУСТА, ВОЛК.

    вставить пропущенный слог ГА или КА (устно с перекидыванием мяча):

Инструкция:

Я кину мяч и назову часть слова, а вы вставьте пропущенный слог ГА или КА:

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

IV . Физ.минутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И крутим головой.

V . Дифференциация букв Г - К на письме.

1. Распределение слов на 2 группы (письменно):

Инструкция:

В 1-ый столбик запишите слова с буквой Г, а во 2-ой столбик – с буквой К:

КРЕПОСТЬ, КИРПИЧ, ГЛУБИНА, ОГОРОД, ГРАЧИ, ЗАКАТ, МАГАЗИН, ПРЫЖОК.

2. Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):

Инструкция:

Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:

- ПУСТА, … - ЗЕТА, … - ТЕР, … - РАЖ, … - ЛИТКА, … - ПЕЛЬ, … - НАВА, … - РАНДАШ.

VI . Итог занятия:

Логопед: Какие звуки мы учились различать? Чем различаются эти звуки?














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru
  • К. Г.У «Специальная (коррекционная) школа – интернат

    для детей с ограниченными возможностями»

    города Риддера управления образования

    Восточно – Казахстанской области

    Логопед: Шамонаева Е.В

    г.Риддер 2012 - 2013 уч.год

    Тема: Дифференциация звуков [к ] и [г]

    Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к ] и [г], учить различать звуки [к ] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

    Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

    Корригировать речевые навыки,

    Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

    Ход урока:

      Орг. момент ППН

    Прозвенел звонок, начался урок.

      Сообщение темы и целей урока

    Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.

      Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)

      Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки (внутри и с наружи), Горка»

      Гимнастика для глаз

      Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним

    Из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).

    На какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

    Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

    На какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).

    7 . Уточнение артикуляции звуков [к ] и [г]

    А) уточнение правильной артикуляции звука [г]

    1) губы в улыбке

    3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.

    5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.

    Б) уточнение правильной артикуляции звука [к ]

    1) губы в улыбке

    2) зубы сближены, но несомкнутые

    3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.

    5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.

    1 задание «Слушай внимательно»

    Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к ] – поднимают синий кружок.

    М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г

    2 задание «Скажи наоборот».

    Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот

    КА ГУ ЯК ОГ

    КЕ ИГ УК ГА

    ЮГ УК ГЕ КО

    КИ ГО АК ГО

    3 задание «Шифровки»

    Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)

    АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)

    УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)

    ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)

    СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)

    РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)

    ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)

    УГТУКСАЬ (утка, гусь)

    ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)

    4 задание «Грузовик»

    Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.

    5 задание «Грамотеи»

    Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.

    6 задание «Составь словосочетания»

    На какие группы делятся слова?

    Составить словосочетания

    Колючий груша

    Глиняный радуга

    Квадратный огурец

    Желтая кувшин

    Кирпичный попугай

    Кислое сапоги

    Говорящий кубик

    Разноцветная ёжик

    Солёный гараж

      задание «Придумай предложение»

    С составленными словосочетаниями придумать предложении.

    8 задание « Говорушка»

    Разучивание скороговорки

    Купили Егорке санки для горки

    Всю зиму Егорка катался на горке.

    7 . Итог урока, награждение победителей. С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются

    Самоанализ урока

    Тема: Дифференциация звуков [к] и [г]

    Это фронтальное занятие, на котором присутствовали учащиеся 3 класса, диагнозами: ОНР 3 уровня и нарушением звукопроизношения

    Цели:

    Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

    Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

    Корригировать речевые навыки,

    Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

    Данная тема запланирована в общей системе логопедической работы. Речевой материал соответствует теме и целям занятия, которое было построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности учащихся способствовала форма проведения и приемы занятия, что сделало занятие единым целым, захватило чувства детей. На занятии учила постоянно мыслить, помогая при этом, вопросами и заданиями. В ходе занятия соблюдался охранительный режим, а используемые методы и приемы не вызывали у детей переутомления. На занятии осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход – проследить можно было при работе на компьютере. Тон, речь учителя были доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе с детьми. Дети на занятии были активны, с большим удовольствием выполняли предложенные задания. Тема занятия раскрыта, цели достигнуты.

    Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

    Задачи:

    Образовательные

    • различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах;
    • закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;
    • дифференциация звуков по звонкости-глухости;
    • закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

    Развивающие

    • развитие мелкой, общей моторики, согласования движений и речи,
    • развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
    • развитие фонематических процессов.

    Воспитательные

    • создание ситуации успеха,
    • стимулирование речевой активности.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, су-джок массажеры, массажеры “чудо-пальчики”, магнитофон.

    Ход занятия

    I. Организационный момент – психогимнастика с элементами массажа. Звучит релакс. музыка.

    Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать.

    Показ 1-го слайда.

    Протянуло солнышко нам свои ладошки,
    Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
    С солнцем мы покружимся
    Со звуками подружимся!

    Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы лица и ладошек:

    “Солнышко” (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение).

    Солнце с неба посылает
    Лучик, лучик, лучик
    (движения по лбу от середины к вискам)
    И им смело разгоняет
    Тучи, тучи, тучи
    (плавные зигзагообразные движения оп лбу)
    Лучик нежно согревает
    Щёчки, щёчки, щёчки
    (потирают щёчки)
    Солнышко на носик ставит
    Точки, точки, точки
    (постукивают пальцем по носу и щёчкам)
    Золотят веснушки деток
    Очень нравится им это.
    (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

    Возьмите в руки массажные шарики, выполним упражнение.

    1. “Шарик”

    В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
    Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
    Пальцы будут сильными, буквы все красивыми.

    Достали пружинку.

    Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
    Указательный с порога, указал ему дорогу.
    Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
    Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
    В землю косточки сажает.

    2. “Обезьянка”.

    Обезьянка мыла мылом лапку
    Каждый пальчик оп порядку.
    Вот намылила БОЛЬШОЙ,
    Сполоснув его водой.

    Не забыла и УКАЗКУ,
    Смыв с него и пыль и краску.
    СРЕДНИЙ мылила усердно:
    Самый грязный был наверно.

    БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
    Кожа стала сразу красной.
    А МИЗИНЧИК быстро мыла:
    Видно, он боялся мыла.

    Молодцы.

    II. Основная часть.

    1. Развитие логического, невербального мышления, зрительного восприятия.

    Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, вам необходимо собрать ее в единое целое.

    Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

    Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и приготовил для вас много интересных заданий. Показ 2-го слайда.

    2. Введение в тему.

    Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел. Посмотрите, а после подумайте и скажите, какова тема нашего занятия? Над чем мы будем работать? Показ 3-го слайда.

    Ранним утром стая гусей направлялась к воде важно крича: “Га-га-га”.

    А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: “Ко-ко-ко”.

    Скажите, кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

    Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

    Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

    Кто же скажет. Какова тема нашего занятия? Как определили? (гусь – звук г, куры – к)

    Показ 4-го слайда.

    Правильно, мы будем работать со звуками г и к, будем учиться их различать на слух, обозначать эти звуки буквами Г-К и различать их на письме.

    3. Сравнительная характеристика звуков Г-К.

    Расскажите все, что вы знаете об этих звуках, сравните звуки Г – К и скажите, чем они похожи и чем отличаются.

    Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

    Показ 5-го слайда.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

    Звук Г – согласный, звонкий, в слове может быть твердым и мягким.

    Произнесите звук К. Показ 5-го слайда.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

    Звук К – согласный, глухой, в слове может быть твердым и мягким.

    4. Обозначение звуков г – буквами на письме и при чтении.

    Показ 6-го слайда.

    А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)

    А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)

    5. Слоговая зарядка. Показ 7-го слайда.

    А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

    • ГА-ГО-КА-КО
    • ГУ-ГИ-КУ-КИ
    • КО-ГО-ГО-КО
    • КУ-ГУ-КУ-ГУ
    • КА-ГА-КА-ГА
    • ГО-КО-КО-ГО
    • ГУ-ГУ-КУ-КУ

    6. “Отгадай загадки”.

    А еще Звуковичок приготовил вам загадки.

    Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается. Показ 8-го слайда.

    Черный, проворный,
    Кричит “крак” -
    Червякам враг (Грач)

    Кто сидит на ёлке, на суку,
    Счет ведет: “Ку-ку-ку-ку” (Кукушка)

    Шипит, гогочет,
    Ущипнуть меня хочет.
    Я иду, не боюсь.
    Кто же это? Это... (Гусь)

    Клохчет, клохчет,
    Детей созовет,
    Всех под крылья соберет. (Курица)

    Мордочка усатая,
    Шубка полосатая,
    Часто умывается,
    А с водой не знается. (Кошка)

    Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка; все птицы, а она животное).

    III. Физминутка.

    Показ 9-го слайда.

    А теперь немного отдохнем и покажем Звуковичку как мы умеем рассказывать стихи руками. Встаньте все.

    На горе мы видим дом.
    Много зелени кругом.
    Вот деревья, вот кусты
    Вот душистые цветы.
    Кистями рук сложить “домик”
    Волнообразные движения рук
    Изобразить руками деревья, кусты
    Пальцами показать бутон, который распускается
    Окружает все забор
    За забором – птичий двор.
    Мы ворота открываем
    К дому быстро подбегаем
    В дверь стучимся: “тук-тук-тук”
    Кто-то к нам идет на стук
    Изобразить пальцами забор
    Погладить ладонями стол
    Кистями рук показать ворота
    Пальцами пробежать по столу
    Постучать кулаком по столу
    Ладонь к уху – прислушаться.

    В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. Руки вперед, ладонями кверху.

    7. Работа в тетрадях.

    А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них. Показ 10-го слайда.

    Запишем дату, тему.

    8. “Слоговая мозаика”

    Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги Показ 10-го слайда:

    Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.

    (после выполнения задания взаимопроверка)

    9. Упражнения для глаз.

    Показ 11-го слайда.

    А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.

    Проследите глазами за движущимися предметами.

    11. Автоматизация звуков р – рь в слогах, словах и фразах.

    Покажите Звуковичку, как вы выполняете гимнастику для язычка.

    Показ 12-го слайда.

    Бегемотик;

    Лягушка;

    Чистим зубы;

    Лошадка.

    Автоматизация звуков в словах.

    Произнесите четко, какой предмет изображен.

    Показ 13-го слайда.

    12. Игра “ловушка”.

    Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру “ловушка”. Кто в нее попадет, тот выбывает из игры. Поиграем? Задание такое, повторить правильно предложение.

    Трава косит Романа.

    У гривы густой конь.

    Гиря поднимает Борю.

    Трава заросла тропинкой.

    Ватрушка на завтрак ела Риту.

    Чему учились, выполняя это упражнение?

    IV. Итог занятия.

    Показ 14-го слайда.

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Вывод (что делали, какие звуки учились различать)

    Приходил Звуковичок
    Приносил нам сундучок.
    Угощайтесь, наслаждайтесь,
    И во вторник возвращайтесь.


    Close