Игры на автоматизацию звуков

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему . Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони. Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Когда ребенок достигает уровня автоматизации звука во фразовой речи. Можно предложить следующие игры.

Составление предложений с помощью фланелеграфа.

Дети отбирают себе персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка) и предметные картинки с определенным звуком. Ребенок берет своего героя, подводит к картинке и составляет предложение, включая героя и картинку. Ребенок может включить сразу несколько героев. Выигрывает тот, кто составит самое длинное предложение.

Клей и пила.

На столе лежат12 картинок, 6 из которых наполовину накрыты листочками так, чтобы были видны наиболее узнаваемые части предметов. Две команды по 2 игрока в каждой. По очереди бросают игральный кубик. Пила – делит картинки пополам, проговаривая «Была лампа, а получилась полулампа. А клей – наоборот, ремонтирует предметы – игрок убирает белые полоски с картинок: Была полулодка, а получилась лодка. Если все картинки будут закрыты, выигрывает пила и наоборот.

Ну и ослик.

На столе разложены картинки, изображающие различные предметы, названия которых содержат звук л: лопата, вилка, галстук, ласты, кукла – это торговая лавка. Первый игрок шагает указательным и средним пальцами, проговаривая стишок: Глупый осел в лавку пошел за мылом. Участники закрывают глаза. А игрок, изображающий ослика, в это время берет со стола любую картинку, кроме мыла, и продолжает: В лавку сходил, мыло забыл. Что купил ослик? Дети открывают глаза, и угадывают, чего не стало в лавке. Игрок первым обнаруживший, становится осликом.

Соседи.

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд.

Путаница.

Перед детьми разложены предметные картинки, а взрослый, показывает эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Затем дети подбирают к соответствующей серии подходящие предметные картинки, составляют предложения по своей картине и доказывают, почему она подходит. Если уровень речевого развития позволяет, дети составляют рассказ.

Артисты.

Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Педагог описывает или показывает картинку. Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.

Загадка.

Перед детьми лежат перевернутые картинки, в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.

Приведенные выше игры можно дополнить любым речевым материалом, в зависимости от того, какую цель преследует педагог. Автоматизация или дифференциация поставленного звука. Также можно провести конкурс чистоговорок, скороговорок, стихов.

Проводя такие игры, включая их во все режимные моменты, мы поможем детям быстрее автоматизировать звук.

Научим играть, а ведь играя, ребенок не ставит целью научиться правильно, произносить, ему важно выиграть, для этого он приложит все свое старание. Процесс автоматизации станет интересным, занимательным и менее болезненным, для ранимой психики наших детей.


Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ №1 г. Курганинска Краснодарского края

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему. Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони.Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Продолжение в следующей публикации…

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1

Коррекция звуковой культуры речи у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда как в дошкольных учреждениях, так и в школьных. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать ребят, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. К сожалению, у большинства воспитанников отмечается соматическая ослабленность, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

На своих занятиях я стараюсь соединять логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводит к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Почему это происходит? Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, это помогает ему гармонично развиваться. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Приведу примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

1. “Звуковые дорожки”. Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

Как белке попасть в дупло, волку в логово, а лягушке – на болото? Как лосихе помочь найти своего лосенка, а слонихе – слоненка? Как Золушке попасть на бал? Используем наглядный материал. А также изготавливаем “кочки”. Это могут быть цветные геометрические фигуры, обведенный след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

2. Игры - “ходилки”. Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Разложить на полу картинки (игрушки). Варианты заданий:

  1. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежда и т.п.), но произносить слова нужно четко.
  2. Ребенок, наступая на картинку, называет слово во фразе: “Я встал на лодку”, “Я встала на лыжи” и т.п.
  3. Назови и посчитай. Картинки повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Один осел, два осла, три осла”.
  4. Подойди и назови. Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от Луны, под лопатой, между столом и стулом и т.п.)”.
  5. Угадай по описанию и подойди к картинке (игрушке): съедобный, горький (лук); металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); деревянный, глубокий, с водой (колодец); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло) и т. п.
    Назови предмет правильно. Назови его ласково.
  6. Игры “Желтый – голубой”, “Алый – белый”. Соответствующие цветам игры заготовки-кочки (можно вырезать из картона) располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к цветной “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик”.

Лексический материал: халат, блузка, платье, колготки, плащ, галстук, колпак, футболка, лампа, луковица, яблоко, пастила, мармелад, ландыш, флоксы, фиалка, пенал, полка, заколка, скакалка, одеяло, закладка, пластилин, флаг.

3. Игра “Сделай как я”. Логопед выполняет (или имитирует) определенное действие (например, топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

4. Игра “Около”. Логопед выкладывает картинки на полу в ряд, где по горизонтали 6–8 картинок и по вертикали 6–8 картинок. Ребенок и логопед (или двое – трое детей) по очереди произвольно выбирают две картинки, про которые можно сказать так: “Около лодки – весло” и одну из названных картинок переворачивают. Перевернутая картинка в игре уже не участвует. Игра заканчивается, когда нельзя будет применить фразу “Около…”. Побеждает тот, кто сделал последний ход.

Детям нравится называть героев сказок и мультфильмов: Алладин, Балу, Белоснежка, Волк, Колобок, Колыван, Лунтик, Лосяш, Малыш, Соловей-разбойник, Карлсон, Халк, Черепаха Тортила, Шалтай-Болтай, Золушка, Русалочка. Подобные картинки можно найти на интернет-ресурсах.

5. Игра “Вагончики”. Сказочные герои со звуком [Л] хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

6. Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

Лексический материал: 1) плащ, платье, халат, калоши; 2) половник, лупа, ложка, вилка; 3) белка, волк, лось, лама; 4) клоп, акула, лосось, плотва; 5) колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; 6) лопата, полка, пила, молоток; 7) мармелад, мел, шоколад, пастила; 8) лодка, полочка, стол, стул; 9) салфетница, салатница, солонка, салат; 10) футболка, пилотка, блузка, колготки; 11) велосипед, теплоход, самосвал, лодка.

7. Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

8. “Что с чем дружит?” Выложить картинки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу. Школьнику можно предложить карточки со словами. Ребенок ищет пару, называет слова, объясняет свой выбор: “Шило дружит с пилой, это инструменты”.

Лексический материал: шило и пила, кукла и юла, салат и колбаса, ложка и вилка, лошадь и седло, лодка и велосипед, платье и плащ, стол и стул, лук и свекла, ландыш и лотос, голубь и дятел, ласточка и соловей, лампа и лампочка, пастила и шоколад, волк и белка, акула и лосось, ласты и водолаз, блокнот и фломастер, мыло и мочалка.

9. Игра “Повтори, не ошибись”. Текст чистоговорки или считалки сопровождается движениями головы, рук, ног, туловища. Ребенок повторяет слова и движения за логопедом. Движения каждый раз меняются. Выполняется в разном темпе в зависимости от произносительных возможностей ребенка. Образец:

Слова Движения
Раз – колол полено Коля.
Два – вязала блузку Оля.
Три – Нил яблони сажал.
На четыре – он устал.
Пять – ходил на лыжах Толя
Шесть – зашила платье Поля.
Семь – на полке были булки.
Восемь – золото в шкатулке.
Девять – лужа на Луне.
Десять – снилось это мне.
Правая рука на пояс.
Левая рука в сторону.
Правая рука на правое плечо.
Левая рука на левое плечо.
Круговые вращения локтями.
Правая рука вверх.
Левая рука вверх.
Хлопок в ладоши над головой.

Подпрыгнуть на месте на двух ногах.
Слова Движения
Раз – лакал кот молоко.
Два – олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять – стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять – квакнула лягушка.
Топнуть левой ногой.
Руки вытянуть перед собой.
Круговое движение руками перед собой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Наклон туловища вниз, достать ладонями до пола.
Руки в стороны.
Топнуть правой ногой.
Наклоны туловища влево и вправо.
Два хлопка в ладоши перед собой.
Присесть и встать.

10. Задание “Расскажи стихотворение и покажи движения”.

11. Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

12. Игры с перекидыванием или перекатыванием мяча.

Варианты игр:

А) “Отвечай-ка”. Ребенок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

Б) Исправь ошибку Незнайки (или “Небылицы”).

Лексический материал: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

Литература.

  1. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ГНОМ, 2014.
  4. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. : ГНОМ, 2011.
  5. Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. – М. : ВАКО, 2011.
  6. Двигательные способности человека / Романенко В.А. – Донецк: УК Центр, 1999.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В ней происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка, формируется личность. В игре ребенок воспринимает речевую задачу как игровую, что способствует повышению интереса. Использование дидактических игр в работе логопеда позволяет эффективно, качественно, а, главное, быстро автоматизировать поставленный звук.

Автоматизировать звук можно только тогда, когда ребенок правильно и четко произносит его изолировано. Автоматизация звуков в слогах - важный, но малоинтересный вид работы, который заключается в многократном повторении слогов за логопедом. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности: автоматизация в открытых слогах (ла, лэ, лы), далее в закрытых слогах (ал, эл, ыл), затем в интервокальной позиции (ала, оло, улу), и в заключение - в слогах со стечением согласных (сла, пла, лга).



Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал. Вашему вниманию предлагается подборка игр для отработки звуков в слогах, которые я использую в своей работе. Также эти игры можно использовать при обучении чтению.

Цель игр: сделать процесс автоматизации звуков в слогах уникальным и интересным.

Варианты заданий:

  1. "Шагать пальчиками" по слоговой дорожке, четко проговаривая изучаемый звук;
  2. Читать слоги, попутно закрывая их фишками, затем вспомнить местоположение слогов. Например, вспомнить имена цыплят;
  3. Посчитать, сколько раз повторяется слог;
  4. Запомнить и повторить ряд слогов;
  5. Придумать слова с данными слогами;
  6. Слоги можно произносить с разной интонацией, менять темп прочтения;
  7. Придумать историю о герое картинки.

Данные игры помогут превратить автоматизацию звука в увлекательную и эмоциональную игру


Развитие познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления)
на логопедических занятиях
по автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека дидактических игр
(на примере автоматизации звуков

[Р], [Ш], [Л])

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

рыба, радуга, арбуз;

груша, виноград, ракета;

гора, торт, бутерброд;

картошка, морковка, мухомор.


Close